Еще неделю назад, когда представители оппозиции только планировали проведение митинга на Новом Арбате, кое-где в СМИ и в частных беседах с абсолютно разными людьми все чаще проскальзывала мысль о том, что, мол, настроения в обществе уже не те и вся уличная активность объективно сходит на нет. Кто-то увидел в этом явный плюс, поскольку появлялась реальная возможность направить протестную энергию в институциональное русло — строительство партий, создание общественных движений. Но для меня лично это, скорее, было минусом.
Сами митинги, даже если не принимать во внимание лозунги, в моем понимании были показателем желания людей изменить жизнь к лучшему. Да, не было единства мнений в средствах достижения заявленных целей, и сами цели были весьма абстрактны, но желания было хоть отбавляй. После президентских выборов страсть подугасла. Желание изменить мир к лучшему, может, и не девалось никуда, но вектор применения силы стал уже не так очевиден. Когда президентские выборы на носу, тут все понятно — «Даешь справедливые выборы!», а когда они уже позади, то — «даешь» что?
Эта очевидная мысль не давала покоя многим, поэтому за последние дни я выслушал массу версий и предложений. Здесь и партийное строительство было бы очень кстати, поскольку есть возможность сформулировать те самые смыслы — пишешь «даешь», ставишь двоеточие и перечисляешь. Но... Желания окунаться в эту монотонную и кропотливую работу с той же энергией, что выражать свой протест, среди граждан уже не наблюдалось.
Представители общественных объединений стали сетовать на резкую потерю внимания к их деятельности после бешеного всплеска активности зимой; по Интернету расползлись упаднические настроения из серии «пора валить»; кто-то действительно «свалил», но большинство осталось и призадумалось. А что дальше? А дальше возникла нужда.
Как это ни парадоксально звучит, но нужда эта (исключительно по моему мнению) прежде всего связана с очевидными проявлениями непорядка и несправедливости. Внутреннее ощущение протеста нужно чем-то подпитывать, чтобы бороться за права, за будущее. И этот запрос был как будто услышан властью.
Честно говоря, я даже не знаю, что бы мы делали без нашего государства со всеми его столоначальниками, правоохранителями и прочим обслуживающим персоналом. Зачастую именно их абсурдные или чудовищные поступки, решения и заявления принуждают нас сражаться с тем, с чем, казалось бы, давно уже все смирились. Стоило только митингам в Москве поредеть, как появляется «инициативная группа граждан», которая посредством заммэра Петра Бирюкова и председателя Мосгордумы Владимира Платонова требует ужесточить закон о проведении митингов. Мешают, мол, нормально жить и работать. На какую реакцию рассчитывали в мэрии после таких заявлений? У меня сложилось четкое ощущение, что делалось это сознательно, дабы не расслаблялись граждане. Намекают, что рано выдохнули, что держать себя в тонусе надо.
То, что произошло в Казани в ОВД «Дальний», вообще выходит за грань понимания и льет воду на все ту же мельницу. Как-то подзабыли мы за всей этой предвыборной суетой, что у нас реформа МВД проводилась и правоохранители очистили свои ряды от дискредитирующих элементов. Спасибо, что напомнили.
Далеко за примерами очевидной несправедливости ходить не надо. Ну не пересказывать же мне, право дело, новости за сегодня. Там этого тоже хватает. После такой «политинформации» волей-неволей подпрыгнешь на своем мягком диване в уютной квартирке и возмутишься. А что происходит, когда возмущение достигает определенного градуса, мы все уже видели.
Что может стать той самой соломинкой, которая переломит спину верблюду, пока сказать вряд ли кто возьмется. Нас ждет еще много малоприятных новостей, которые не позволят гражданам просто плыть по течению. Впереди повышение тарифов, цен, непопулярные законы, реформы. При сохранении существующего информационного фона любое подобное решение может спровоцировать волну негодования, а значит, и всплеск гражданской активности.
Отставка генерала де Голля тоже началась с бытовых неурядиц студентов в Нантере. Наверняка это понимают и в Кремле и будут данной тенденции противодействовать. Главный вопрос — как именно?
А пока в топку гражданского негодования продолжают активно подбрасывать дрова. В этом смысле за взросление нашего молодого гражданского общества можно не беспокоиться. Впрочем, насколько я помню, именно власти больше всего и настаивали на том, что нам такое общество необходимо. Видимо, так воспитывают...
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов