В принципе, родители школьников уже дали ответ на вопрос, хотят ли они, чтобы в современной российской школе с ее уровнем преподавания и потрясающим умением отбить у ребенка интерес к любому предмету появился урок о духовности: 67 процентов решили изучать «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
То, что с православной культурой готовы познакомиться лишь 28 процентов школьников, отнюдь не говорит о низком количестве христиан в стране. Скорее, наоборот, нормальные воцерковленные родители прекрасно понимают, что объяснить ребенку православные постулаты так, чтобы не получить на всю жизнь антиправославную прививку, могут лишь хорошо подготовленные батюшки, в идеале — имеющие опыт преподавания. Такие у нас есть, и немало — воскресные школы работают больше 20 лет.
Во всех гимназиях и школах дореволюционной России учили «Закон Божий», что не помешало многим бывшим отличникам по этому предмету — например, Владимиру Ленину — не только пропагандировать атеизм, но и разрушить христианскую составляющую воспитательного процесса подрастающего поколения.
Зная наши школы, особенно в провинции, где один священник на сто деревень, ясно, что неграмотное и скучное обучение основам православия отобьет всякий интерес к нему.
То же касается и других религий. Хотя здесь, скорее всего, дела обстоят немного по-другому. В Республиках Кавказа и мусульманских регионах Поволжья достаточно квалифицированных кадров из медресе и других учебных заведений.
Обо всем этом уже неоднократно говорилось, но споры о целесообразности введения нового предмета фактически потеряли всякий смысл в июле 2009 года. Тогда Дмитрий Медведев поддержал идею представителей ведущих конфессий о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести обкатку программы в ряде областей. Прошедший в 21 регионе страны в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс теперь введут по всей стране.
Странно, что гарант Конституции и юрист забыл, что в основном законе недвусмысленно написано, что РФ — светское государство, где религия отделена от школы и государства.
Что же касается непосредственно учебной программы, то из нее, по причине якобы перегруженности современных учеников, давно уже убрали, например, астрономию. Сократили до минимума литературу, а уж о том, чтобы ввести такой предмет, как «основы научного мировоззрения», который изучают во многих странах Европы, и речи не идет и вряд ли пойдет в ближайшем будущем.
Комментирует Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке, президент образовательного холдинга «Наследник»
У нас многонациональное государство. Бывает, у детей из семей, исповедующих разные религии, возникают трудности в общении. Вопросы возникают, и лучше давать на них ребятам правильные ответы, способствуя более спокойному взаимодействию, пониманию других традиций.
Самим детям-четвероклассникам и их родителям в рамках данного курса предлагается на выбор шесть направлений: основы мировых религий в целом — некий обзор, основы светской этики и основы четырех основных религий — православия, ислама, буддизма и иудаизма. На родительском собрании подаются заявления, в которых мамы и папы указывают, какое направление будет изучать их ребенок. В соответствии с полученными результатами школьное руководство заказывает необходимое количество учебников и готовит учителей. Эксперимент по внедрению данного курса в нескольких регионах страны прошел успешно. Получаемые детьми знания расширяют их кругозор.
Предполагается, что в Москве на занятия по данному курсу будет выделяться один день в неделю. Сам курс будет идти в течение всего учебного года. Решили, что так дети будут лучше усваивать знания. Если же курс спрессуют в одну четверть, полученная информация быстро забудется. В таком возрасте лучше давать ее меньшими дозами, но в течение более длительного периода.
В обществе существует сомнение относительно того, будут ли основы религий и светская этика интересны самим детям, не вызовут ли курс некое отторжение. Я уверена, что при правильной подаче материала этого не произойдет. Ведь с этой точки зрения можно подойти к каждому изучаемому в школе предмету. К примеру, сказать про ребенка, которому не хочется учить русский язык или математику, что у него существует к ним отторжение. Ученику может быть трудно изучать некоторые предметы, но это не значит, что учитель возьмет и перестанет давать ему знания. Есть понятие «объем гарантированного образования со стороны государства». И следует создать условия, при которых дети этот обязательный минимум осваивают.
Думаю, совсем неплохо, если курс не будет оцениваться. Сейчас ребятам в первом классе, только начинающим осваивать предметы, так же не выставляются оценки, чтобы у них не возникло отторжения к школе. Если изучение основ религий пройдет в таком же свободном формате, это будет оправданно.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов