Подготовлен новый приказ о порядке проведения служебных проверок в МВД

Комментирует Федор Соловьев,

экс-полковник МВД

Из-за «Дальних» родственников проверят всю семью

Из-за «Дальних» родственников проверят всю семью
МВД выпускает новый приказ Рашида Нургалиева о порядке контроля правоохранительных органов. Теперь причиной для проверки полицейских может стать любое заявление или жалоба на сотрудника полиции, а также публикация в СМИ.
20 марта 2012
Самым главным новшеством документа является детально прописанный механизм контроля над полицейским: когда и как должна назначаться проверка, сколько человек будут подписывать заключительный акт, в каких случаях в проверке участвуют сотрудники подразделения собственной безопасности, а в каких проверка назначается по отношению к самим «контрразведчикам» и высокопоставленным начальникам? Цель нового приказа ясна — прозрачность МВД. Однако любому здравомыслящему человеку понятно, что предлагаемые меры никак не спасут стремительно агонизирующие органы правопорядка ни от коррупции, ни от жестокости и беспредела. Менять нужно людей, а не способы их проверки.

«Российская газета» пишет, что в документе четко прописаны сроки проведения служебной проверки в отношении сотрудников МВД — она не должна проходить дольше месяца. Подвергшийся проверке сотрудник может обжаловать решение комиссии, не давая никаких объяснений и не читая акт. Ему могут предложить пройти психофизическое исследование на полиграфе, различные виды тестирования, вплоть до проверки на употребление алкоголя и наркотиков. Но проверяемый сотрудник вправе не участвовать в работе проверяющей комиссии, если не сочтет нужным.

Приказ Рашида Нургалиева — попытка вылечить ракового больного травяными отварами. Документ, возможно, хороший и полезный, но его введение безнадежно опоздало.

Можно сколько угодно вводить новые формы проверки деятельности полицейских — в ответ на это появятся новые способы их обходить. Нельзя точечно корректировать деятельность ведомства, чьи сотрудники годами нарабатывали практику нарушать все мыслимые законы — как государственные, так и моральные.

В новом приказе особо подчеркнуто, что в случае если на проверяющую комиссию оказывают какое-либо давление, необходимо немедленно сообщать об этом вышестоящему руководству. То есть налицо попытка оградить комиссию от вмешательства посторонних лиц. Но ведь посторонних в иерархической системе МВД нет и быть не может. Всем известно, чем кончилось намерение того же майора Дымовского пожаловаться на начальство. Если уж и организовывать подобную группу по рассмотрению жалоб граждан на полицейских, то состоять она должна из независимых юристов, которых у нас предостаточно, а уж никак не из зависимых друг от друга правоохранителей.

Правда, в России почему-то все, кто даже на общественных началах имеет хоть какое-то отношение к МВД, начинают почти сразу вести себя в соответствии с неписаным кодексом «ментов»: доставать корочки, требовать привилегий и тому подобное.

Согласно новому приказу, подписывать акт о проверке должны будут не менее трех сотрудников правоохранительных органов, подтверждая верность результатов и выводов. Если комиссия устанавливает факт совершения преступления, то оно регистрируется в обычном порядке и расследуется. До этого комиссия не имеет права подменять собой органы дознания или предварительного следствия.

То есть, по сути, вместо быстрого и компетентного расследования будет тратиться время на работу комиссии. А что тогда будет входить в обязанности службы собственной безопасности? Или ее работу будет проверять еще какая-то специальная комиссия?

Одной из главных задач проверок называется мониторинг морально-психологического климата в полицейском коллективе. Тут стоит вспомнить сериал «Улицы разбитых фонарей»: в УВД приезжает подобная проверка, там сотрудники хором поют «Позови меня с собой», и все довольны — психологический настрой соответствующий. Можно не сомневаться, что с тех пор ничего в лучшую сторону в полицейских коллективах не изменилось. В худшую — пожалуй. Но комиссии будут исправно штамповать позитивные отчеты, если, конечно, не нужно будет увольнять неугодных и строптивых сотрудников или дело не будет резонансным.

А редакция «Особой буквы» в соответствии с новым приказом просит начать служебную проверку деятельности министра Рашида Нургалиева. Наша жалоба проста: министр не справляется со своими обязанностями, доказательством чему служат бесконечные нарушения его подчиненными прав граждан РФ. Факты этого мы с пугающей регулярностью публикуем. Ждем результатов работы спецкомиссии.

Комментирует Федор Соловьев, экс-полковник МВД

События в Казани столь «удачно» совпали по времени с избранием нового президента, грядущими перестановками в правительстве, что остается мало сомнений относительно того, что трагедия становится сегодня элементом аппаратной борьбы различных властных группировок за пост министра внутренних дел. Рашиду Нургалиеву многие прочат отставку, но сам он добровольно уходить не намерен.

И данный документ — ответ на случившееся. Приказ весьма хорошо подготовлен, описаны все механизмы реализации, ответственные лица и их действия. Работа проведена немалая и на высоком уровне.

Приказ министра МВД направлен на борьбу со злоупотреблениями полицейскими своими полномочиями. В самом широком понимании этого слова. Входят в него и различные противоправные действия, с помощью которых сотрудники на местах добиваются признательных показаний или просто сведений относительно того или иного преступления. Профессионализм большей части полицейских на местах сегодня низок. И подобные незаконные методы становятся главными инструментами в их работе. Так как делать все по закону — и дольше, и труднее.

Как говорится в документе, поводом для проверки могут стать обращения госорганов, общественных организаций, СМИ. А значит, каждый, кому по каким-то причинам не понравились действия того или иного сотрудника полиции, пусть даже и вполне законные, не сможет просто взять и настрочить гневное письмо. Такие обращения будут проходить через некий фильтр госорганов, общественников, журналистов, которые тоже люди не глупые и смогут понять, реальное ли перед ними нарушение закона со стороны полицейского или в обратившемся к ним человеке говорит обычная обида.

Понятно, что механизму нужна обкатка. Возможно, в процессе его применения вскроются какие-то слабые места. Но их можно будет подправить по ходу дела. Важно, что у общественности появился реальный инструмент — приказ министра, на который всегда можно сослаться, требуя провести проверку в отношении того или иного полицейского.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов