Что говорят российские политики и как с этим бороться

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Словоизвержения чиновников потребовали анализа

Словоизвержения чиновников потребовали анализа
Отрабатывая ораторское искусство, юный Цицерон уходил на берег моря и разговаривал с волнами. Где теперь это искусство? Наши политики уверены, что говорить — у них в крови, а Цицерон — сильнодействующее от кишечника. Кишечником и разговаривают.
27 марта 2012
Последнее время российские политики, впрочем, как и многие другие люди из нашего телевизора, начали извергаться фразами, требующими детального анализа, а лучше — прокурорской проверки. А вообще у нас жизнь такая, что любая обсуждаемая тема может стать поводом для последующих разбирательств. Поэтому предлагаю выход радикальный: пусть наши политики изъясняются исключительно цитатами из классики. Мы, во-первых, избавимся от ненужных перепалок, а во-вторых — на порядок повысим уровень образованности наших политиков.

 

Информация к размышлению — высказывания российских политиков. Депутат Госдумы Сергей Иванов: «Отечество в опасности. Сейчас даже перелетных птиц нет. Не спланированная ли это афера, которая потом вылетит нам в копеечку?!»; «Это позиция как у страуса, голова которого я не знаю где». Депутат Госдумы Геннадий Гудков: «И правильно, что запретили. Раньше чуть ли не ежедневно охрана выносила из Думы одного депутата. Точнее, его тело. Не буду называть фамилию: он исправился, на своих ногах выходит». Политик Владимир Семаго: «Партия состоит не только из умных людей, но и из коммунистов». Политик Любовь Слиска: «Что украли? Да ничего особенного… Ювелирные украшения, пять наручных часов, в том числе Chopard, которые стоят 30 тыс. долларов, четыре векселя номиналом в 1 млн рублей каждый, 85 тыс. евро, несколько икон, юбилейные монеты... В общем, я пока не составила точный список украденных вещей — трудно вспомнить и описать их все». Станислав Говорухин: «Нас, 4 фракции, чуть не изнасиловали, и мы убежали…» Он же: «Я немножко знаю этот край и даже там родился. Там столько придурков, которые могли проголосовать за СПС... Если бы перед ними стоял выбор — Чубайс или Говорухин, то они бы за Чубайса проголосовали. Надо уже совсем ничего не понимать и не помнить недавнюю историю, чтобы голосовать за СПС! Говорю же, там очень много идиотов! Я абсолютно уверен, что там существует какая-то аномалия».

За то, чтобы власти предержащие стали следить за своей речью, борьбу начал депутат Государственной думы Илья Пономарев. Сначала его покоробило высказывание единоросса Андрея Исаева, заявившего в Twitter, что ряды оппозиции «жидеют»: «Фраза «Ряды оппозиции жидеют» была истолкована многими общественными и политическими деятелями как антисемитская и разжигающая межнациональную рознь», — написал Пономарев в письме, адресованном председателю комиссии ГД по вопросам депутатской этики Владимиру Пехтину.

Как ни странно, эту историю раструбили все СМИ. Исаев был вынужден путано оправдываться тем, что в данном случае пробовал обыграть слово «жидко». Пономарев оказался на слуху. Воодушевленный таким началом, депутат решил продолжить крестовый поход и теперь уже взял на юридический прицел не кого-нибудь, а Путина. Пономарев направил генпрокурору Юрию Чайке официальный запрос с просьбой проверить высказывания премьер-министра Владимира Путина об оппозиции на предмет нарушения 282-й статьи Уголовного кодекса — «Экстремизм»: «В ряде выступлений кандидата в президенты Российской Федерации Путина, как до, так и после выборов, прозвучали высказывания, смысл которых можно расценить как оскорбительный, подталкивающий к противоборству и возбуждающий вражду между гражданами», — написал Пономарев в заявлении на имя Чайки.

Бедный Владимир Владимирович. Всего-то процитировал любимый мультик — и на него уже прокурору стучат. За что преследовать премьера? За «бандерлогов»? Его жалеть надо, а не наказывать. Все мы в детстве играли в «Книгу джунглей». Хотелось быть Маугли, или волком-одиночкой Акеллой, или Серым Братом. Быть старым толстым глухим питоном не стремился никто. Но у Владимира Владимировича свои любимые игрушки.

Вообще последнее время люди из телевизора начали извергаться фразами, требующими детального анализа, а лучше — прокурорской проверки. То глава Чечни заявляет, что не в курсе, откуда в бюджете деньги, и вообще их дает Аллах. Это прекрасно характеризует Аллаха, но вот профпригодность руководителя региона ставит под сомнение.

То официальный представитель Федеральной миграционной службы России заявляет забугорному каналу, что будущее белой расы под угрозой. «На кону ведь стоит, в принципе, выживание белой расы, и в России этот вопрос ощутим», — сказал Константин Полторанин в телеинтервью BBC. Вроде как из ФМС его за это поперли, так что у белой расы не осталось никаких надежд.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин вообще целой статьей разразился на темы не только сугубо мирские, но и от всепрощения и милосердия весьма далекие. В интервью «Русской службе новостей» священник заявил буквально следующее: «Я думаю, что нужно подумать сегодня о мощном военном присутствии России во всех регионах, где люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного рода «цветных революций». Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых «хомячков» вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживет, наверное, станут людьми».

Так-то, миряне. Бронепоезд Чаплина, который, по идее, должен находиться на запасном пути, явно под парами.

А вообще у нас жизнь такая, что любая обсуждаемая тема может стать поводом для последующих разбирательств. Даже если взять из Интернета обычную, написанную на заказ речь, скажем, к юбилею библиотеки, мы окунемся в пучину неполиткорректности. Судите сами (пометки мои): «Даже я, аксакал библиотечного дела (насмешка над среднеазиатскими пенсионерами), не мог даже подумать, что у этой библиотеки такой почтенный возраст. Вы посмотрите на эти просторные, современные помещения, на техническое оснащение, конкурирующее с силиконовой долиной (плевок в сторону пациентов клиник пластической хирургии), наконец, на этот очаровательный персонал (сексизм) — кому, или чему здесь 100 лет? Конечно, понимаю, что лучшим подарком для вас, да и для любой библиотеки, была бы маленькая бензоколонка на МКАД оббирование интересов). Личному составу — здоровья и счастья (неуставные взаимоотношения)! И пусть работа здесь всегда будет для вас интересной, престижной и перспективной (явная издевка над библиотекарями).

О чем бы мы ни заговорили, обязательно кого-то обидим. Поэтому предлагаю выход радикальный: пусть наши политики изъясняются исключительно цитатами из классики. Достоевский тяжеловат, Куприн слишком прост. Но остальные вполне сгодятся — в самый раз.

Допустим, спрашиваем мы у министра внутренних дел, что же это за переаттестация такая была, если у нас людей пытают до смерти, а он в ответ: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!». И тут же ссылка: Антон Павлович Чехов, рассказ «Хамелеон».

Или, скажем, спросят Чурова, когда мы узнаем правду о думских выборах, а он нам наизусть: «Правду, как и драгоценность, не нужно приукрашивать, но ее следует располагать так, чтобы она была видна в выгодном освещении». Если что, это не он, Чуров, а Джордж Сантаяна, американский философ и писатель. Все претензии к нему. И Владимир Владимирыч уже может этим правом воспользоваться: цитировал Киплинга! Никакой отсебятины!

Таким образом, мы, во-первых, избавимся от ненужных перепалок, а во-вторых — на порядок повысим уровень образованности наших политиков. Представляете, какой ворох литературы придется переворошить какому-нибудь вице-премьеру, чтобы найти фразу, подходящую для ответа на невинный вопрос о целесообразности реформирования Министерства регионального развития путем его ликвидации и создания новой управленческой структуры?

Третий момент: употребляя слова великих умов, наши чудушки, возможно, и в их мыслях что-то уловят. Главное — Апулея им не подсовывать. Чтоб не отвлекались.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Мария Пономарева