В среду Мосгордума приняла законопроект, внесенный Сергеем Собяниным, согласно которому столичных госслужащих будут увольнять «в связи с утратой доверия» при совершении ими коррупционных действий.
К сожалению, сайт столичного парламента слишком запутан, что не позволяет легко получить доступ к тексту документа. Но по словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семенникова, основанием для «утраты доверия» теперь является непринятие лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, непредставление им сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги или супруга, а также несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Кроме того, основанием увольнения может послужить участие лица на платной основе в работе органа управления коммерческой организации, осуществление лицом предпринимательской деятельности.
Как рассказал Семенников, в перечень близких родственников, которым запрещено проходить службу в одном и том же органе при непосредственном подчинении одного другому, помимо присутствовавших в нем супругов и несовершеннолетних детей, включены супруги детей.
Отныне банки и налоговые органы будут обязаны по специальному запросу представлять руководителям органов власти сведения о доходах и имуществе их подчиненных, а также претендентов на госслужбу, включая справки по операциям, счетам и вкладам. При этом направить такой запрос на любого чиновника будет вправе только высшее должностное лицо Москвы, то есть мэр.
Но на него самого будут распространяться ограничения и запреты, установленные для членов правительства РФ, а на депутатов Мосгордумы — ограничения и запреты, закрепленные в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и законе Москвы «О статусе депутата Московской городской думы».
Теперь столичным служащим также запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов. Нельзя использовать деньги города для целей, не связанных с исполнением их обязанностей.
Все вышеперечисленное абсолютно укладывается в рамки мирового законодательства и общепринятых, например, в Западной Европе, правил поведения госслужащих.
Однако в новом московском законе есть пункт, который ставит под сомнение все благие намерения его авторов. Теперь чиновников могут уволить и за высказывание субъективного мнения о работе госорганов или их руководителях. То есть получается, что любое критическое замечание — а трактовать слова наши чиновники умеют лучше, чем благоустраивать Москву, — станет законным поводом избавиться не то что от недовольного, но и просто несогласного, например, с сомнительным решением вышестоящего руководителя.
«Приказы не обсуждаются» — видимо, этот армейский девиз отныне будет действовать на всех столичных уровнях власти.
К чему это приведет, можно предсказать уже сейчас: к почти стопроцентному подхалимажу, со времен Лужкова господствующему в московских муниципалитетах, управах и мэрии, добавятся лизоблюдство и страх потерять работу с такой же записью в трудовой книжке, какой наградил экс-мэра наш привыкший к безоговорочному подчинению пока еще президент.
Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме
В российском трудовом законодательстве упоминание об «утрате доверия» в качестве причины для увольнения есть. Другое дело, что оно не применяется, так как его тяжело учесть в трудовых договорах, прописать там. Нет такой практики. Теперь эта формулировка появится в подобных документах государственных и муниципальных учреждений, принимающих на работу сотрудников. Это позволит ее применять.
Обсуждая законопроект еще на уровне профильных комиссий Мосгордумы, до голосования, мы поднимали вопрос о предусмотренных в нем последствиях для виноватого чиновника. К примеру, забыл человек указать некие сведения по вполне уважительной причине. Затем их восполнил, дал исчерпывающие объяснения. Его все равно можно уволить с формулировкой «в связи с утратой доверия». Но и это, и другие основания для увольнения легко могут быть оспорены в суде. И человек, доказавший, что хотя бы одно условие из четырех, обязательных для применения такой формулировки, не имело место, будет по суду восстановлен в должности.
Так что возможность уволить подчиненного «в связи с утратой доверия» у начальника государственной или муниципальной службы вроде бы есть, но реально механизм не заработает. И нерадивые чиновники будут восстанавливаться на службе точно так же, как и дисциплинированные, но по каким-то причинам ошибившиеся, к примеру, во время подачи той же самой декларации.
Никита Кричевский, председатель экспертного совета «Опоры России»
Формулировки основания увольнения сотрудника по инициативе работодателя «в связи с утратой доверия» в соответствующих статьях Трудового кодекса нет. Для того чтобы документ, принятый Мосгордумой, начал действовать, нужно сначала внести изменения в федеральное законодательство, а это уже является прерогативой Государственной думы РФ. В данном случае имеет место самодеятельность субъекта Федерации.
Если вы московский чиновник и начальник попытался вас уволить на основании «утраты доверия», вам не нужно даже подавать иск в суд. Просто покажите ему Трудовой и Гражданский кодексы. Оба документа выше всех законодательных актов, принятых в том или ином регионе страны. И ориентироваться работодатели должны в первую очередь на них.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов