Новый законопроект предлагает разрешить производство и продажу алкогольной продукции только тем компаниям, в уставном капитале которых доля государства превышает 50 процентов.
В настоящее время монополия на производство и продажу алкоголя существует в Финляндии, Швеции и Норвегии, а также в некоторых штатах США и Канады. В нашей стране первую «винную монополию» ввел еще великий князь московский Иван III. Позже монополию вводили Алексей Михайлович и Петр I — при нем была учреждена «откупная» система, в 1863 году замененная акцизным сбором.
Жесткая госмонополия была введена в 1896 году по инициативе министра финансов Сергея Витте и просуществовала до начала Первой мировой войны, когда в Российской империи был введен сухой закон.
В 1924 году на пленуме ЦК ВКП(б) было решено восстановить государственную монополию, которая и просуществовала до 1992 года, когда ее отменил своим указом президент Борис Ельцин.
Вводить очередной раз государственную монополию планируется поэтапно, начиная с регионов Крайнего Севера.
Как пишет «Газета.Ru», в настоящее время этот проект обсуждается в Росалкогольрегулировании, в Госдуму он еще не поступал. А пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков заявил, что «впервые слышит» о планах введения монополии.
Осторожность «путинского Twitter’а», как прозвали в журналистских кругах Пескова, объясняется неоднозначностью предложенной меры. Возможно, верный пресс-секретарь, заботясь об имидже своего патрона, не желает, чтобы последние недели его работы в должности премьера ассоциировались с подобной сомнительной инициативой.
Тем более велика вероятность, что проект и правительственный отзыв на него лягут под сукно на долгие годы.
«Эта тема за последние 10 лет не раз возникала, но каждый раз все кончалось ничем», — отметил в интервью «Особой букве» Кирилл Рогов, сотрудник Института экономики переходного периода. Он же, не вдаваясь в подробности, назвал проект «неразумной мерой». А по мнению директора по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаила Сусова, восстановление монополии ударит по карману потребителей неалкогольной продукции:
«Алкоголь — донор низких цен на другие продукты, — приводит его слова «Газета.Ru». — Если законопроект будет принят, цена на продукты первой необходимости в розничных сетях может увеличиться».
Мнения наших экспертов по данному законопроекту разделились.
Яна Яковлева, председатель сообщества «Бизнес-солидарность», назвала проект «бредом». По ее мнению, это предложение «сделано кем-то из чиновников по ошибке или просто по глупости».
«Где восстановление монополии на водку, там недалеко до монополии на хлеб, творог и сметану. Любая госмонополия — это приложение коррупции, это размножение подпольного бизнеса. Все знают пример Америки 1920-х годов, когда был введен сухой закон, насколько там расцвела коррупция и подпольная торговля».
«Последнее предложение, которое я слышала — это повышение акцизов, — говорит Яковлева. — Я не против того, чтобы водка стоила дороже: дешевая водка — это смерть. Лучше сделать дешевле услуги ЖКХ, чем рассуждать о том, как монополизировать водку. Это не соответствует современным условиям и курсу, которым сейчас следует Россия».
В свою очередь, Любовь Швец, экономист и бывший депутат Государственной думы от КПРФ, поддерживает идею на введение госмонополии на производство и продажу алкоголя в целях контроля качества продукции и наполнения бюджета. Однако она считает этот проект в нынешних условиях нереализуемым:
«Будет создана структура, которая будет называться государственной, а распоряжаться ей будут те, кто близко к власти, — какой-нибудь условный Сечин. Сегодня вообще ничего государственного с точки зрения управления, распределения доходов в нашей стране быть не может. И так называемые госкорпорации на деле не являются государственными. Ими управляют ставленники различных кланов, люди, которые работают на свой карман».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов