Не задался в этом году Великий пост еще до его начала. Совпало или нет, но на РПЦ, что называется, обрушилось. Pussy Riot, Breguet, пыль в квартире Патриарха — нескончаемый поток новостей о Церкви, которые к религии имеют, мягко говоря, опосредованное отношение. Священнослужителей буквально «затроллили», а они мгновенно были введены во нравственное искушение и начали огрызаться. (Хотя кто кого «затроллил», еще очень большой вопрос.) В результате все это вылилось в огромную информационную свару, невольными соучастниками которой стали практически все граждане РФ.
Либеральная общественность набросилась на РПЦ с обвинениями в мракобесии и средневековых замашках, клир ответил новостями о заговоре темных сил против духовности. Хотел было написать в этом месте слово «вакханалия», но добавлять в этот замес еще и древнеримских богов не рискнул.
«Антицерковные силы опасаются усиления православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов. К этим силам присоединяются те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма...» — настаивает РПЦ и зазывает на массовый молебен. А что слышно в ответ? Смех, да и только.
Заливистый гогот, вызванный историей с часами Breguet, которые исчезают с архивных фотографий, заглушает все гневные отповеди. Сколько бы ни говорили сейчас о сознательной дискредитации православия, происках либералов и империалистов, смех будет только громче. Невозможно в нынешних условиях нахмурив брови выслушивать рассуждения о морали и нравственности со стороны института, который уличили во лжи. Это будет примерно то же самое, что вникать в слова Билла Клинтона о любви и супружеской верности.
Да, сегодня представители Патриархии попытались извиниться за произошедшее: «К сожалению, здесь человек проявил личную глупую, совершенно напрасную инициативу, не согласовав свои действия с руководством, и сделал то, что сделал. Понятно, что это глупость, недоразумение, понятно, что мы специально ничего не хотим скрывать, тут нечего стыдиться, каждую фотографию мы не прочесываем на предмет наличия или отсутствия каких-то, с точки зрения части наших соотечественников, странностей», — заявил в интервью радиостанции «Русская служба новостей» заместитель руководителя пресс-службы Святейшего Александр Волков. При этом тренд на морализаторство и спорные оценочные суждения также никуда не делся.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон осудил выставку эротических гравюр Пабло Пикассо «Искушение», протоиерей Всеволод Чаплин назвал Моцарта «попсой» и сравнил с Бритни Спирс... И все это в новостях только за 5 апреля. А ранее ведь еще был призыв проверить на экстремизм труды Ленина… Зачем это все? Впрочем, данный вопрос уже претендует на звание риторического.
По факту получается, что сегодня мы торжественно провожаем проект по нравственному оздоровлению общества в России путем приобщения к религиозным ценностям. Сознательно использовал здесь чиновничью формулировку, поскольку все происходившее очень напоминало государственный проект. Об этом никогда не говорили прямо, но на священнослужителей в этом вопросе очень рассчитывали. Внедряли соответствующие дисциплины в школах, государственные деятели били земные поклоны в храмах, защищали традиционные конфессии — в общем, заступались как могли, бились за РПЦ почти как за российский автопром, а закончиться все может анекдотом про фокус с часами за 30 тыс. долларов.
Пишу про это, не испытывая восторга, поскольку в глубине души и сам надеялся на то, что из этого набора инициатив может что-то хорошее вырасти. Не выросло — или пока не выросло.
Теперь Русской православной церкви от этих скандалов, которые пришлись на Великий пост 2012 года, нужно будет как-то отмываться. Как? Вопрос к РПЦ.
Что же касается Патриарха Кирилла и всех пересудов о нестяжательстве, то я судить его не берусь, хотя прекрасно понимаю, что сам все равно судим буду.
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов