Возрождение политической сатиры — явление не менее важное, чем пробуждение гражданского общества

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

Как Твитрий Нанотольевич и Путин-краб отливали себя в амфорах

Как Твитрий Нанотольевич и Путин-краб отливали себя в амфорах
Для режима, претендующего на мессианский, исторический характер, самое страшное — это не сопротивление оппозиционных групп и не экономическая неэффективность, а смех. И в последние годы российское общество научилось смеяться над руководством страны.
10 апреля 2012
В нашей стране образовалась зияющая пропасть между металлом и скрежетом официальной пропаганды и реакцией общества на эту пропаганду — народ просто отказывается воспринимать официоз серьезно, начинает глумиться. Политическая сатира куда опаснее гневного, пафосного обличения. А когда сатира органически переплетается с обличением, когда смех и возмущение создают симфонию — как это было в ходе зимних акций протеста, — тогда для властей все совсем плохо.

 

Помню, в 2000 году мы, нацболы, решили провести акцию в городе Брянске на день российской независимости. Если кто забыл — есть такой праздник, отмечаемый 12 июня. Сейчас он вроде называется День России или как-то похоже. Цель мероприятия — высмеять надуманный, на наш взгляд, «юбилей» — «новой России» как раз исполнялось 10 лет. Сценарий был простой. Часть нацболов вымазалась черной краской — изображали делегацию такой же независимой, как и Россия, африканской республики. Другая часть коллектива была одета в деловые костюмы и принимала от африканцев дар — груз бананов. Мероприятие проходило в центре города, на площади Ленина. Заявка на пикет была подана заранее. Снимавшие происходящее журналисты местного телеканала — молодые ребята и девчонки — покатывались со смеху и чуть не уронили камеру. А вот простой народ смотрел разинув рты и безмолвствовал. Милиция, кстати, тоже оцепенела. Сейчас подобное мероприятие стало бы объектом внимания и тиражирования всех городских блогеров, разошлось бы роликами по видеохостингам и обсуждалось бы в Брянске месяц. И это несмотря на детский и незамысловатый сюжет — участникам акции было лет по 18—20. Но в 2000 году все ограничилось новостным этюдом на брянском ТВ. Журналисты тогда, вдоволь отсмеявшись, хлопали нас по плечу и говорили: «За вами будущее». Будущее оказалось не то чтобы за нами, но за людьми, похожими на нас, только более талантливыми. Они, эти люди, тогда еще ходили в начальную школу.

В последние лет десять существования советской системы смех преследовал ее неотступно. Сперва при позднем Брежневе — в виде анекдотов на кухнях и в курилках. Затем при Горбачеве, уже и на Центральном телевидении — различные Хазановы, Жванецкие, Петросяны и КВНщики хохотали над уходящей эпохой. К художественным, этическим и эстетическим достоинствам сатиры конца 80-х — начала 90-х можно по-разному относиться, но факт остается фактом: система со всеми ее идеалами и вся социалистическая действительность вызывали у советских граждан смех. Порою горький, но смех.

В 90-е политическая сатира как массовое, народное явление практически исчезла. Был, конечно, Шендерович, была программа «Куклы» на НТВ, но люди по политическим мотивам смеялись как-то неохотно. Хотя, казалось бы, власть давала массу поводов: Борис Ельцин, дирижирующий оркестром в Германии и спящий в самолете в Ирландии, Виктор Черномырдин с бессмертными афоризмами, драки в Госдуме — российская официальная политика той противоречивой эпохи была сплошным карнавалом и театром абсурда. Но вот оппозиция тех лет была сурово-набыченной, она не смеялась, она клеймила. Существовала, правда, удалая и отвязная нацбольская газета «Лимонка», сочетавшая пафос и глумеж. Но это исключение из правил, сильно опередившее свое время.

Возрождение политической сатиры — явление не менее важное, чем пресловутое пробуждение гражданского сознания. Собственно, это часть того самого пробуждения.

На протяжении первых двух президентских сроков Владимир Путин выбрасывал в публичное пространство свои мачистские перлы безнаказанно, слыша в ответ лишь очарованные вздохи. Теперь практически любой хоть сколь-либо заметный информационный повод со стороны что Путина, что Медведева с Нургалиевым — это повод для едкого юмора, для «выглумливания», для безудержного народного творчества.

Перед протестными акциями на Болотной площади и на проспекте Сахарова креативные штабы различных оппозиционных движений часами сидели в прокуренных офисах и натужно рожали идеи лозунгов для плакатов и транспарантов. Иногда получалось не очень смешно, иногда вообще ничего не получалось, иногда более-менее «улыбало». Но в любом случае партийные вожди и активисты, выйдя в назначенный час на площадь, поражались морю плакатов, написанных, нарисованных, склеенных обычными москвичами, вне штабов. Морю безжалостного смеха, скоморошества, по сравнению с которым любой партийный креатив был уныл и скучен.

Устраивать кастинги приколов на политическую тематику — дело безнадежное, просто в силу необъятности материала. Слишком уж много поводов дала власть «досыта изыздеваться» над собой новым «нахальным и едким». Но некоторые наиболее яркие главы народного эпоса под названием «Российская политика» можно привести.

Твитрий Нанотольевич

Главный объект тонкого и толстого «троллинга» — это сам тандем как политический феномен. Идея кремлевского местоблюстительства, воспринимавшаяся ее авторами как тонкая, изящная операция по удержанию власти в 2008—2012 годах, вылилась в миллионы сатирических картинок, сабжей, мемов, адресованных Дмитрию Медведеву и больно бьющих по самолюбию этого амбициозного государственного деятеля.

Для продвинутой интернет-публики хэштег #жалкий дополнительных комментариев не требует. Равно как и термины «Лилипутин», «Шмеле», «Бадминтоныч», «Твитрий Нанотольевич» и другие, имя которым — легион. «Известный телеведущий, фотограф, аудиофил и блогер, говоритель ртом правильных слов без дел и делатель неправильных дел без слов, 1/2 известного комедийного дуэта, и.о. царя 2008—2012» — краткая характеристика Медведева на одном из популярных сатирических порталов. По данным этого же портала, Медведев «работает в должности сотрудника, отвечающего за техсопровождение аккаунта президента РФ».

Дмитрий Анатольевич Медведев сам по себе стал мегаприколом, уже в силу самого факта своего существования на высшем государственном посту. Это для старых либералов Медведев — символ несбывшихся надежд, фигура скорее трагическая, чем юмористическая. Для молодой городской публики он символизирует неискренность системы, ее имитационность.

Особенно «вкусным» троллинг уходящего президента делает то, что граждане знают: он читает Интернет, и многое из того, что о нем пишут, доходит до адресата. Ирония судьбы: интернет-подкованность, воспринимавшаяся Медведевым как явное конкурентное преимущество, стала на деле его слабым местом.

Путин-краб

Второе место в линейке политприколов — учение о Путине-крабе. Выданное в ходе одного из телеэфиров утверждение «национального лидера» «Я работал все эти годы как раб на галерах» мгновенно было трансформировано в крамольное «Как краб на галерах», и в конце концов Владимир Владимирович получил в Сети оперативный псевдоним Краб.

Сюжет «Путин-краб» многократно обыгран в демотиваторах, роликах и гифках. Ну и это же утверждение про рабский труд породило несколько боковых ветвей народного домысла, самая яркая из которых — «Свободу рабу на галерах!» — стала популярным лозунгом Болотной — Сахарова.

Не верят россияне в рабскую тяжесть труда господина Путина, что ж поделаешь.

«Мы за честные амфоры»

«Бронза» — это извлеченные вышеупоминавшимся Путиным со дна Эвксинского понта античные амфоры. Первым очередной подвиг «русского Геракла» в сатирическом ключе описал корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.

Еще лет 10 назад археологическое открытие Путина так и осталось бы на страницах «Коммерсанта», вызвав лишь брезгливую улыбку нескольких десятков тысяч читателей газеты. Но в век Интернета история с амфорами произвела и прогремела, став иллюстрацией всего многолетнего путинского правления, превратившегося в веселый аттракцион с одним участником. И полеты на истребителях, и плавание на подлодках, и езда на желтой «Калине», и история с амурской тигрицей — все это вылилось в амфоры. Лозунг «Мы за честные амфоры» стал еще более емким и кричащим, чем «Мы за честные выборы». Опять же к вопросу об имитационности.

«Мы стали более лучше одеваться»

Четвертое место у тандемных небожителей отняла их восторженная фанатка из Иваново.

«Очень большие достижения», «Овощи там,  рожь, вот это все» и, конечно, «Мы стали более лучше одеваться» — каждая фраза барабанщицы Светы с ликованием была подхвачена веселыми в своем гневе горожанами.

Агитационная линейка «Мы стали более лучше…» — хит сезона.

Контрацептивы для бандерлогов

На пятой позиции — букет высказываний Владимира Путина во время декабрьского телеобщения с народом. Озадаченный непривычной для себя ситуацией в связи с только что произошедшей «первой Болотной», Путин пытался хохмить в привычном для себя стиле раздевалки трубопрокатного завода, упомянув про «контрацептивы» в контексте белых ленточек. На следующем митинге на Сахарова над головами протестующих воспарили тысячи надутых презервативов: мол, мерещатся презервативы — ну ради бога, пусть Фрейд за тебя порадуется.

«Бандерлоги» — тут же, на пятом месте. путинское прочтение Киплинга стало такой же темой русского плаката, как и отставка Чурова.

И другие…

А еще есть пресловутое «денЮжку заплатили» — и десятки покаянных видеопризнаний протестующих в сотрудничестве с главой Госдепа Хиллари Клинтон и штабами ЦРУ. Есть тот же «волшебник Чуров» — и масса сюжетов с магическими заклинаниями и волшебными палочками.

Есть проект «Гражданин поэт», который все хочет умереть, но никак не может, потому что Кремль, постоянно подбрасывая инфоповоды, не дает таким проектам умирать.

Много чего еще есть. Не будет большим преувеличением сказать, что для активизации столичного гражданского протеста Путину нужно еще раз встретиться с гражданами в прямом эфире и часа четыре с ними пообщаться.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов