Уголовная и медийная свистопляска вокруг Pussy Riot — это попытка разделить РФ на «своих» и «чужих»

Антон СЕМИКИН,

«Особая буква»

Искусственный Pussy-патриотизм

Искусственный Pussy-патриотизм
Все происходящее вокруг Pussy Riot работает на тренд, который не охарактеризуешь иначе как курсом на раскол общества и втягивание России в ситуацию холодной гражданской войны.
12 апреля 2012
Насколько эта ситуация смоделирована? Вопрос остается открытым. Но трудно опровергнуть то, что тон происходящему задал Кремль, еще до выборов. «Уралвагонзавод» против Болотной, «Россия с шансоном» против «России с айфоном», региональные работяги против «зажравшихся москвичей» — в общем, консервативное большинство против легкомысленного, вестернизированного и желающего перемен меньшинства.

 

По данным исследовательской службы «РОМИР», 70 процентов россиян осуждают «панк-молебен» Pussy Riot в храме Христа Спасителя, сообщает РБК. Опрос свидетельствует, что 64 процента респондентов слышали о проведении скандальной акции феминисток, а 27 процентов видели ролики с ее записью в Сети. 32 процента опрошенных заявили, что подобные выступления не должны проводиться в храме. И лишь 7 процентов граждан, хотя и не поддерживают акцию, но считают, что ее участниц можно понять.

Эта крайне брутальная стратегия, граничащая с по сути откровенным стравливанием сограждан между собой, непредставимая ни в одной развитой благополучной стране (разве что в США можно наблюдать нечто подобное, но там эта поляризация, наличие «двух Америк», является фундаментальной и изначальной, а не смоделированной), к тому же исходящая от власти, по идее, наоборот, призванной сглаживать конфликты.

Очевидно, это соответствует неким глубинным представлениям Владимира Путина, который всегда был склонен ставить знак равенства между своими оппонентами и понятием «враги России», причем, похоже, веря в это искренне. Сюрпризом, и неприятным, стало то, что он продолжил играть в эту игру и после выборов.

Парадоксально, но Ельцин, которого только ленивый не обвинял в подталкивании России к развалу, ничего подобного не делал, всегда позиционируя себя «президентом всех россиян». Хотя застарелая ненависть между ним и коммунистами, казалось, более чем располагала к подобного рода нагнетанию. Но нет, даже в ходе кампании «Голосуй или проиграешь» в 1996-м вот этого разжигания ненависти не было. Зюгановым пугали, но сторонников его не демонизировали.

Путин же сейчас действует по классическому рецепту «разделяй и властвуй». И уголовно-процессуальная, а также медийная свистопляска вокруг акции Pussy Riot в храме — это лыко в ту же самую строку. Резоны, на мой взгляд, очевидны. Поняв, что «президентом всех россиян» быть у него ну никак не получится, что отторжение, вызываемое им у того самого «слоя образованных горожан», уже непреодолимо, он решил сделать ставку на раскол.

Все более чем прозрачно. Картина вырисовывается такая, что против «пусек» ополчилась «Россия с шансоном и иконой», «Россия социально-консервативная». Любопытно, что среди моих знакомых возмущение акцией Pussy в храме Христа Спасителя высказывали и люди совершенно нерелигиозные — например, убежденный пожилой атеист советской закваски. Это дает основания предположить, что на противоположной от панк-феминисток и их симпатизантов стороне баррикад находятся не столько (или как минимум не только) воцерковленные истовые православные, сколько консерваторы вообще. Их в акции Pussy Riot возмущает, пожалуй, не предполагаемое и так называемое религиозное кощунство, а сама по себе скандальность выходки, нарушившая устоявшийся порядок.

По другую же сторону — те самые, уже пресловутые «образованные горожане», которых новизна и перемены интересуют гораздо больше, чем стабильность и устоявшийся порядок.

С одной стороны, «продвинутая молодежь» на акции Pussy Bus в Москве, с другой — ревнители «традиционных ценностей» на митинге на Кубани.

Насколько подобный расклад соответствует реальности — вопрос к социологам, хотя нет уверенности, что даже они смогут ответить на него однозначно. Но в медиасфере, в пространстве образов и ярлыков, дело представляется именно таким. Картина маслом, ярко и выпукло, как в комиксах.

Полемисты с обеих сторон вольно или невольно вносят свою лепту в укрепление этой конструкции, которую навязчиво предлагают обществу в качестве адекватной интерпретации конфликта вокруг Pussy Riot.

Однако противники девиц в цветастых масках усердствуют в медиасфере гораздо больше. Что еще сильнее укрепляет подозрения в существовании некой инициативы сверху.

В самом деле, оппозиции ситуация социальной поляризации и раскола на две России объективно не выгодна. Последний проект Алексея Навального, нацеленный на регионы, как раз и можно расценивать как попытку воспрепятствовать изоляции противников Путина в гетто с навешенным ярлыком «обеспеченные москвичи».

Раскол выгоден именно власти, с тем чтобы изолировать недовольных. А на это, как мы теперь видим, работает все, в том числе и религиозные разногласия, и эстетические.

 

Материал подготовили: Антон Семикин, Александр Газов