Один из самых любопытных нюансов астраханской ситуации в том, что, бурно дискутируя на тему голодовки Олега Шеина, мало кто задается вопросом: а в чем причина таких жестких фальсификаций именно в этом городе? На самом деле мэр пусть и крупного, но все же одного волжского города не такая уж большая фигура, чтобы из-за этого устраивать политический кризис с приездом ОБСЕ, с выходом из зала заседаний парламента целой фракции, с неутихающим шумом в Рунете.
К тому же Олег Васильевич Шеин — системный политик, бывший депутат Госдумы. Это не вечно бунтующий Сергей Удальцов или non-grata российского ТВ Алексей Навальный. И, конечно, для власти он был бы более приемлем, чем тот же ярославский Урлашов.
Скорее всего, ответ кроется, как это обычно у нас и бывает, не в целесообразности или политической борьбе, а в обычном кумовстве: по информации людей, близких к Кремлю, нынешний мэр Астрахани Михаил Столяров входит в команду Вячеслава Володина. Вот и все.
Поэтому никому и в голову не приходило, что креатура столь важного лица может не победить. Никто не брал в расчет упертости и принципиальности Шеина. Даже когда справоросс начал голодовку, отнеслись к этому как к временной блажи проигравшего, несмотря на то что о фальсификациях на выборах астраханского мэра страну оповестил Сергей Миронов в ночь с 4 на 5 марта. Разговор лидера эсеров с Владимиром Путиным и просьбу разобраться в происходящем тогда показали все центральные телевизионные каналы.
Повсеместно о голодающих начали говорить только тогда, когда отказ от еды стал угрожать жизни Шеина и его товарищей. Сейчас астраханский протест из локального превратился в общий для всех так называемых рассерженных горожан, которые прибывают в город на Волге последние три дня. Планируется, что в субботу туда прибудет поезд со всеми желающими принять участие в акции поддержки голодающих астраханцев.
Но возникает вопрос: а что дальше? Шеин не собирается отказываться от голодовки, а областная власть в лице губернатора и «победивший» мэр не намерены уступать. Путин считает нормальным выходом судебные иски. Однако, кроме него, в эффективность похода в суд за справедливостью никто не верит. Сергей Миронов тоже оказался в тупике: не поддержать своего однопартийца он не может — это его окончательно дискредитирует, — но способы влияния на власть у главного эсера ограниченны. Владимир Чуров, даже если бы и захотел, формально ничего сделать не может — отменить выборы не в его компетенции.
Оптимальным выходом для всех были бы, конечно, перевыборы. Если Столяров победит, это станет триумфом астраханских властей, «Единой России» и окончательно похоронит Миронова вместе с его партией. Если победит Шеин, Кремль может записать себе в зачетку умелое и оперативное реагирование на ситуацию, смелость, либерализм и честный суд.
Но мы-то доподлинно знаем, что наша власть легких путей не ищет, поэтому рассчитывать на разумное решение не приходится.
Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Ситуация в Астрахани сложная. На конфликт вокруг конкретных муниципальных выборов накладывается другой — федеральный. Лидеры протестного движения на федеральном уровне, оказавшиеся в марте в кризисе, сейчас лихорадочно ищут новые формы протестной активности. Среди них — гуляние с белыми лентами на груди по Красной площади. Сейчас эти формы максимально диверсифицируются, чтобы с помощью научного или ненаучного «тыка» найти вариант протеста, который бы «выстрелил», привлек внимание как «рассерженных горожан», так и властей. На данном этапе, по мнению этих лидеров, формой активности должна стать борьба за честные муниципальные выборы. Поскольку именно на этом уровне для властей складывается наиболее тяжелая ситуация.
И здесь не только Астрахань, получившая федеральный резонанс, но и ситуация в некоторых московских муниципалитетах, Волгограде, где вернули выборы мэра и главе региона Боженову будет трудно пролоббировать лояльного ему главу города с помощью административного ресурса.
В Астрахани же ситуация зашла в тупик. Будь все дело лишь в посте мэра — обе стороны пошли бы на компромисс. Сейчас же для всех — и для властей, и для протестующих — происходящее является делом принципа. Кремль прекрасно понимает, что на юге страны решается, сможет ли оппозиция консолидироваться на основе муниципальных выборов вообще.
Если власть уступит, похожие волнения начнутся завтра в Волгограде, и так далее. Муниципалы станут давить на регионы и федеральный центр, требуя больше полномочий. И вертикаль власти в нынешнем виде, удобном для руководства страны и лично Владимира Путина, перестанет существовать.
Если же отступит оппозиция, то она распишется в собственной беспомощности и не сможет организовывать протестные акции как минимум до осени.
Принципиальность вопроса понимают обе стороны, и никто не может отступить. Вариантов компромисса не видно.
Сергей Иванов, депутат Государственной думы, член рабочей группы нижней палаты парламента по проверке ситуации в Астрахани
Я не люблю шантажа, а действия голодающих в Астрахани можно так назвать. Вариант в случае несогласия с итогами выборов был один — подача иска в суд. Посещая Олега Шеина, я ему и его сторонникам говорил: давайте добиваться пересчета на спорных участках. Но они этого делать не захотели. Хотя законодательство позволяет пересчет провести.
Я всегда так и поступал, когда в том или ином качестве принимал участие в выборах и сомневался в правильности итоговых цифр. К примеру, на выборах в Курске после моего предложения бюллетени были действительно пересчитаны на некоторых участках, находились ошибки. Тем более что сделать это можно и по заявлению членов местных избирательных комиссий, которым не дали возможности что-то и где-то проконтролировать. Да и на тех видеоматериалах, которые к моменту моего визита уже были в распоряжении Олега, он мне их показывал, нарушения порядка подсчетов четко видны. Не нужно думать, что члены избирательных комиссий на местах все бюллетени взяли и переписали, поставив галочки там, где нужно. Они никогда этим заниматься не будут.
Я хорошо знаю самого Олега Шеина не первый год. Он человек грамотный. При нашей встрече Олег сказал, что не подаст в суд заявление, пока ЦИК не передаст ему видеозаписи с избирательных участков. Мол, если бы он подал в суд до получения этих материалов, тот не стал бы заниматься рассмотрением жалобы. Но это не так даже по закону.
Центральная избирательная комиссия никак повлиять на ситуацию не может. ЦИК здесь не начальник. Выборы мэра он не проводит. Не может помочь Олегу и областная избирательная комиссия. Это не их выборы.
Голодовка не выход. Вот если бы все предварительные шаги были предприняты, они обратили внимание соответствующих инстанций на явные нарушения, потребовали пересчета, а им бы отказали, тогда и нужно было бы думать о каких-то других мерах. Такой шаг в подобной ситуации был бы понятен.
Вообще здесь ситуация странная. Представитель партии «Справедливая Россия» в городской избирательной комиссии подписал итоговый протокол, согласно которому Олег Шеин набрал 30 процентов голосов, а его оппонент — 60. Кто-то может предположить, конечно, что этого представителя партия в состав комиссии включила, а он вдруг наплевал на своих и подписал, что принесли. Да и голодать Олег и его соратники стали не сразу после объявления результатов, а спустя несколько дней после их обнародования.
Участникам голодовки можно посоветовать все же ее прервать до окончания рассмотрения дела в суде. Ведь просмотр видеозаписей, само судебное разбирательство — процесс не быстрый. А голодают Олег и его сторонники уже почти месяц. Так и до окончательного решения можно не дожить.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов