Хорошо, пускай так. Пускай очевидная всем вещь все-таки требует подтверждения социологов. Но если обратиться к разработкам «Левада-центра», Superjob или «Общественного вердикта» и многим другим опросам, то мы увидим, что не доверяют полиции в той или иной степени до 70 процентов граждан! До 70 процентов!!! А безоговорочно верят ей лишь три процента или чуть больше. Я подозреваю, что это сами сотрудники полиции, члены их семей и друзья.
80 процентов допускают возможность насилия в отношении себя со стороны полицейских. 40 процентов обеспокоены отсутствием общественного контроля за работой правоохранительных органов.
Если это не общественное мнение — то что это? Если мнения общества, по словам самого Нургалиева, достаточно, чтобы отправить со службы участкового, начальника УВД, начальника полиции Питера и Татарстана, то почему этого недостаточно, чтобы выгнать самого министра?
Рашид Гумарович во время отчета говорил много теоретически понятных вещей. Что на полицейских влияют тяжелая обстановка и уголовная среда, что надо стремиться к очищению, что работы много и результат не может быть быстрым. Но за восемь лет его деятельности хотелось бы увидеть уже хоть какие-то подвижки! Сколько нам ждать? Десять лет, двадцать?
«Я должен вам официально сказать: в министерстве нет такого приказа или распоряжения, и мы давно уже пересмотрели прежние концептуальные положения о порядке и механизме оценки, которая дается сегодня подразделениям различного уровня», — сказал Нургалиев о «палочной» системе. Но если министерство отдает одни приказы, а на практике применяется совершенно другое, то разве это положительно характеризует начальство? Его приказы игнорируются! И если министерство не дает установки гнаться за дутыми показателями, то почему же эта гонка продолжается?
Естественно, не обошлось без упреков в адрес прессы, невиданного якобы давления на полицию. Слушайте, не мы эти истории придумываем! Про пытки, как в Казани, про Питер, Калининград. Про «живые щиты», про полицейских, в пьяном виде давящих прохожих, про взятки на дорогах. Нам постоянно говорят, что мы что-то преувеличиваем, что не все так плохо. Да такого вообще быть не должно! Ни в преувеличенном виде, ни в преуменьшенном!
Глава МВД выступает против создания в структуре Следственного комитета отдела, который будет заниматься исключительно преступлениями защитников закона. И я тоже выступаю против этого. Потому что получается, что наши защитники закона таковы, что с их безобразиями не справляется служба внутренней безопасности (сколько бы Нургалиев ни говорил о ее успехах). А если это так, то полиция в нынешнем виде не просто не эффективна, а опасна. А опасные организации должны быть распущены.
Я понимаю, что главный начальник не может проконтролировать каждого подчиненного. Я понимаю, что сам по себе он может быть прекрасным человеком. Но прекрасный человек не профессия и не должность. И если ты сам ничего плохого не делаешь, а твои подчиненные только этим безобразием и занимаются, — значит, ты первым должен нести ответственность.
Увольнение одного, даже самого главного, конечно, ничего не изменит с ходу. Но начинать надо, и начав с главного, мы дадим понять всем остальным: неприкасаемых у вас больше нет!
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов