Московской оппозиции нужно поставить выезды в бунтующие регионы на поток

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

От «Болотной» к реальному болоту

От «Болотной» к реальному болоту
Астраханская эпопея, сама по себе обреченная войти в историю, станет новой вехой политической борьбы в России. Стратегия, предложенная Навальным, соединяет в себе простоту и эффективность: оппозиция всем миром наваливается на проблемный регион.
15 апреля 2012
9 апреля Алексей Навальный кликнул клич — ехать в Астрахань и поддержать участников голодовки, требующих отменить результаты сфальсифицированных выборов мэра. И, как в декабре на Чистых прудах, рванул в числе первых. В течение всей недели в Астрахань съезжались оппозиционные активисты из Москвы и других городов. Массовый «десант» спешил к выходным, на которые в городе была намечена крупная демонстрация протеста.

 

В начале недели в Астрахани подверглась нападению приемная единого в двух лицах (премьер-министра и бывше-будущего президента) Владимира Путина. В ряде СМИ появилась информация, что по данному факту возбуждено уголовное дело против Алексея Навального, застрельщика ушкуйницкого «похода на Низ». Однако МВД поспешило выступить с опровержением. «В некоторых СМИ цитируется информация, распространенная депутатом Геннадием Гудковым, о том, что якобы в отношении Алексея Навального в Астрахани возбуждено уголовное дело по статье 214 УК РФ («Вандализм»). Данная информация не соответствует действительности», — сообщил РИА «Новости» в пятницу представитель пресс-центра министерства. Уголовное дело по статье «Вандализм» действительно возбуждено, но лица, атаковавшие путинскую приемную, пока не установлены.

Астраханский политический котел подогревается с нескольких сторон. Голодающие активисты во главе с экс-кандидатом в мэра Шеиным демонстрируют готовность в прямом смысле слова умереть за свои идеалы. Федералы в лице Центризбиркома и «национального лидера» дают понять, что жизнь нескольких смутьянов им, в общем-то, безразлична. Астраханский губернатор Жилкин, поняв, что фанатичные голодовщики загнали его в политический тупик, предпринял обходной маневр. Не заостряя внимания на участниках «псевдоголодовки», он решил блеснуть эрудицией и дать остроумную, как он решил, отповедь «варягам-эмиссарам»:

«…Зря приехали сюда Навальный и его соратники. …Астраханцы не любят варягов, которые начинают учить, как жить. …Историю надо читать, это Хазария».

Если бы уважаемый Александр Александрович сам «читал историю», он бы знал, что представляла собой его любимая Хазария и чем она кончила. Эта держава-вампир, основной статьей доходов которой была работорговля, полтора столетия пившая кровь славян и их соседей, была разгромлена князем Святославом в 965 году, после чего пришла в упадок и вскоре исчезла без следа. Вряд ли такое сравнение добавит Жилкину популярности в глазах национально мыслящей интеллигенции — да и вообще всех мало-мальски грамотных людей.

Однако астраханская эпопея, сама по себе обреченная войти в историю, станет новой вехой политической борьбы в России. Стратегия, предложенная Навальным, соединяет в себе простоту и эффективность: оппозиция всем миром наваливается на проблемный регион.

Конечно, принципиально новой эту стратегию назвать нельзя. В 2009 году активисты едва ли не со всей России приезжали в подмосковные Химки, чтобы поддержать защитников Химкинского леса. Правда, бурная химкинско-лесная эпопея кончилась ничем — ввиду неоднозначности проблемы. Администрация и официозная пропаганда сумела выставить защитников Химлеса сентиментальными любителями кустиков и беспринципными политиканами, которые мутят воду за госдеповские баксы, «а людям дорога нужна!». Массовые беспорядки, устроенные в Химках «антифашистами», тоже не добавили народной любви защитникам среды обитания.

По сходной схеме развивались события в поселке «Речник»: борьбу жителей этого внутримосковского образования поддержали «Славянский союз» и «Левый фронт».

Когда в 2010 году в Сергиевом Посаде возникло объединение граждан, боровшихся против роста тарифов, вырубки лесов и прочих мутных инициатив мэра Николая Маслова, их поддержали московские активисты движения «Нация свободы». Стоит отметить, что в начале 2011 года Маслов, забросивший городское хозяйство во имя борьбы с «бесовщиной» на рок-концертах, был отправлен в отставку.

Уже в этом году футбольные болельщики и русские националисты провели «выездные» демонстрации в городах, где их соратники подвергались нападениям хулиганствующих элементов из числа представителей кавказских диаспор.

А благодаря тому, что недавние выборы мэра Ярославля прошли под пристальным наблюдением гражданских активистов, результат их соответствовал не «генеральной линии партии», а реальному мнению горожан.

Иным нашим московским и петербургским читателям, наверное, невдомек, в чем ценность подобной стратегии. Чтобы осознать это, необходимо помнить, что представляют собой малые города России. Не только «уездные», как говорили в старину, городки, но и многие областные центры.

Эти города можно, не вспотев, пересечь от края до края. Все сколько-либо заметные люди там на виду. И, соответственно, под колпаком. Предприятий, где можно работать и зарабатывать, немного, и все они в той или иной степени контролируются местной властью. То же самое можно сказать о местной прессе и об учебных заведениях. «Вертикаль власти», в которую непринужденно встроены местные силовики и региональные олигархи — люди со специфическим опытом «лихих 90-х», — эффективно применяет административный ресурс, когда надо получить правильный результат на выборах или объяснить по-плохому тем, кто не понимает по-хорошему.

Но соотношение сил радикально меняется, если на помощь местным гражданским активистам прибывают всемирно известные оппозиционные celebrities, журналисты и «политические бойцы». Речь идет, подчеркну, не о поддержке издалека, но о работе на месте. Региональным царькам и божкам противостоят люди, более известные и популярные, чем небожители местной выделки. На их стороне — пресса федерального и мирового уровня и массы сторонников, имеющих опыт политической работы в условиях, «приближенных к боевым».

Всеобщая оппозиционная мобилизация показала себя в Ярославле. Не будем гадать, чем закончится противостояние в Астрахани. Но стратегия, предполагающая дружное давление на крепежные узлы системы, со временем себя оправдает.

В середине и в конце 90-х одна только предельная осторожность помешала коммунистам использовать потенциал «красного пояса». Сейчас гражданская оппозиция должна создать «белый пояс» и трудолюбиво расширять его. Чтобы однажды спокойно, без надрыва, сказать: «Здесь не Хазария, господа хорошие. Здесь свободная Россия».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов