Варламов выдвинулся в мэры после того, как победил на праймериз проекта «Гражданин мэр». За него проголосовали 700 пользователей Интернета, или 42 процента от общего числа участников.
Выборы главы Омска пройдут 17 июня 2012 года, однако предвыборные обещания в своем блоге и в Twitter Варламов начал давать еще в начале апреля. Так, он пообещал в случае своей победы отправить «под землю строить метро всех свиней и курильщиков Омска». Как считает кандидат, именно это решит сразу половину проблем: «Омск станет самым чистым городом в России. Пусть все остальные города завидуют».
Выдвижение Варламова в мэры Омска поддержали дизайнер Артемий Лебедев и политик Алексей Навальный. Можно предположить, что подобная реакция будет и у других «рассерженных горожан». Эта появившаяся в декабре прошлого года социальная группа по составу и политическим взглядам очень разная, но едина в одном — в проявлении солидарности и взаимопомощи. Что подтвердили выборы мэра Ярославля, на которые приехали наблюдатели со всей страны, акция в Астрахани в поддержку Олега Шеина, протесты около Тверского суда во время оглашения приговора по делу Козлова, и так далее. Ясно, что и Варламов не останется без поддержки.
И вот это и есть самое главное. Дело в том, что российская провинция, несмотря на творческий потенциал и протестные настроения, еще не научилась обращать все это в действие. «Варяги» из Москвы могут выпустить джинна из бутылки — ведь достаточно просто показать пример.
Те же Ярославль или Астрахань уже не будут такими пассивными, какими были до акций, — наученные объединяться и не бояться жители этих городов, конечно, не могут поголовно стать активными гражданами, но по крайней мере будут знать, что делать.
Вызывает сомнение только фигура самого Ильи Варламова. В Рунете ходило много слухов, что его спонсирует Росмолодежь, публиковалась и якобы его переписка с Кристиной Потупчик.
Но его личность по большому счету здесь не имеет никакого значения. Играть роль будет его программа — и то, как он ее представит. Опять-таки есть уверенность, что выдвижение популярного блогера повысит интерес омичей к политическим сайтам и дискуссиям в Сети.
Комментирует Станислав Яковлев, политик, блогер
Я согласен с оценкой инициативы участия блогера Варламова в выборах Омска, уже озвученной некоторыми политологами. Его выдвижение выгодно лишь власти. В последнее время появляется много хороших статей, написанных неглупыми людьми, в которых авторы утверждают, что если к протесту относиться как к карнавалу, он и превратится в карнавал. Эти слова можно применить и к Варламову, пообещавшему провести креативную избирательную кампанию.
Участие в выборах и в протестном движении подобных людей не столько способствует росту политической активности граждан, сколько создает ощущение, будто политика — это некая клоунада, развлечение. Если раньше к ней относились как к чему-то грязному и опасному, то теперь у власти гораздо более тонкая тактика: показать, что политика — дело несерьезное. Такой подход выгоден Кремлю, и говорят, что его чуть ли не сам Сурков придумал.
Варламов и ему подобные такое отношение к политике у россиян и формируют. Вот прикольные блогеры, есть остальной народ, который нужно перевоспитывать, которому недостает веселухи. Причем если посмотреть, что же предлагает Варламов, можно увидеть, что у него есть несколько здравых идей с точки зрения городского обустройства. Но подается это в такой форме, упаковке, что граждане недоумевают, спрашивая, что же это за безумие.
На фоне победы в Ярославле и трагической истории, разворачивающейся в Астрахани, появляется замечательный блогер Варламов, получающий деньги от Росмолодежи, что уже окончательно подтвердилось, и начинает плясать, играть на балалайке или что он там еще планирует сделать в период предвыборной кампании. Ни в коем случае нельзя превращать внятные городские инициативы в клоунаду.
Пользователи Сети с легкой руки властей превратились в «бездельников», как о них сказал актер Евгений Миронов на вручении премии «Ника», когда Ксения Собчак задала Хаматовой вопрос относительно ее ролика в поддержку Владимира Путина. Тогда интернет-сообщество активно обсуждало поступок Чулпан. Эти ярлыки — «бездельники», «хомячки» — стали частью политического лексикона. Варламов этот стереотип своим поведением поддерживает. И обычных пользователей, и его самого сегодня принято причислять к так называемой «Партии Интернета». Вот, посмотрите, кто сидит в Интернете и кого Всемирная паутина поставляет в политику. И несогласные, среди которых интернет-пользователей очень много, якобы такие же клоуны.
Варламов — раскрученный на кремлевские деньги блогер. Равнять всех по нему, говорить, что в Сети все такие, нельзя. Есть свой блог и у Олега Шеина, голодающего в Астрахани, и у оппозиционного кандидата, победившего на выборах мэра Ярославля. Не стоит думать, что Всемирная паутина — это некий цирк, выпускающий из своих недр людей, подобных лишь Варламову, сборник всего несерьезного, креатива, от которого скоро всем уже плохо станет. В Рунете все очень разные. И его развлекательная часть отражает малую часть картины.
Тот же Леонид Волков, депутат из Екатеринбурга, вел свою избирательную кампанию в основном в Интернете, так как делать это в самом городе ему было сложно по разным причинам. И он выиграл, не устраивая никакой клоунады, не обещая провести гей-парад.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов