Уже неделя прошла с того момента, когда были озвучены первые результаты экспертизы текста песни, исполнявшегося в тот день в храме. Об этом сообщил «Московский комсомолец»: «Экспертиза, проведенная в рамках следствия, не нашла в действиях девушек, устроивших панк-молебен в храме Христа Спасителя, мотивов ненависти и вражды. Это значит, что подтверждено отсутствие состава преступления по вменяемой им статье «Хулиганство», — сообщила «МК» адвокат одной из арестованных, Екатерины Самуцевич, Виолетта Волкова. Эксперты подтвердили лишь возможное оскорбление чувств верующих, что не является уголовным преступлением».
И тем не менее девушки остаются под арестом. То есть, я так понимаю, выйдя до суда на свободу, они будут давить на свидетелей, мешать следствию, попытаются скрыться и вообще опасны для общества. Других причин для того, чтобы держать их за решеткой, нет.
Хотя меня впечатлил аргумент прокурора, просившего о продлении ареста для безопасности самих подсудимых. Учитывая, что за свою профессиональную деятельность прокурор отправил на нары немало людей, ему тоже есть кого опасаться. Значит ли это, что он должен жить в тюрьме? Вместе с коллегами?..
Пять неумных молодых девах прогорлопанили какую-то чушь с амвона, наплевав на чувства верующих. Был ли это мерзкий поступок? Безусловно. Должен ли он быть наказан? В обязательном порядке. Вопрос — как? Семь лет общего режима? А чего бы сразу не сжечь, в лучших церковных традициях?
Вот в Карелии возбудили уголовное дело в отношении одного сомнительного блогера. За экстремизм, разумеется. Цитата: «РПЦ так же, как и «Единая Россия», дурачит народ сказками о том, как хорошо мы живем, при этом гребя под себя деньги... Все это вызывает рвотный рефлекс у нормальных людей, которые, не будучи способны повлиять на это засилье «попографии», выражают свое отношение к провинциальным чиновникам РПЦ через надписи на стенах зданий, где кучкуется православное отродье».
Если бы я был православным, я обиделся бы. Сильно обиделся. И, возможно, подал бы на автора в суд, слупив с него за моральные страдания внушительную сумму. А потом все мои единомышленники поступили бы так же. И еще много лет попоненавистник работал бы на мое и их благосостояние, проклиная тот день, когда мама купила ему компьютер и сказала, что он эпистолярно одарен.
Что мешает отправить феминисток по этому же затратному пути? Есть правонарушение — есть штрафы, исправительные работы, 15 суток, наконец… Почему тюрьма?
По логике вещей эти вопросы должен задавать не я, а представители Церкви, во имя милосердия. Но они сделали все с точностью до наоборот. «Церковное стояние» вызвало легкий шок не только у меня, а у всех, кто считал, что главная особенность христианства — традиция прощения. А тут — набат, «наших бьют», «свистать всех наверх»... И компания там подобралась самая что ни на есть — я имею в виду не только территорию возле храма Христа Спасителя, но и медиапространство.
На первом месте, как всегда, Михаил Леонтьев: «Люди, на первый взгляд совсем разные, разных сословий, национальностей, политических окрасов, мановением чьей-то воли сбились в сплоченную стаю воинствующих сектантов, атеистов и педерастов неопределенной сексуально-политической ориентации».
Как-то он все это вместе утрамбовал неаккуратно… Ну — столько событий, все осветить не успевает, вот и запутался, как путана в Ночь музеев.
Лучше перейдем к официальным представителям Церкви, конкретно — к протоиерею Всеволоду Чаплину, председателю отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Панк-молебен священник прировнял к убийству ребенка в Брянске. Есть те, кто готов согласиться.
А тут еще как нельзя вовремя появляется московский адвокат, требующий введения шариатских судов на территории России и обещающий залить Москву кровью, если этого не позволят. Здесь, насколько я понимаю, правоохранительные органы никакого нарушения закона не усмотрели — по крайней мере господин Хасавов спокойно покинул пределы страны. И реакция все того же Чаплина была наихристианнейшей: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам». Все, инцидент исчерпан.
Юлия Латынина по этому поводу высказалась в «ЕЖ» предельно точно: «Тот факт, что эти правила предполагают вхождение России в состав халифата и зачистку тех, кто с этим не согласен, видимо, не рассматривается отцом Всеволодом Чаплиным как что-то угрожающее российской духовности, соборности и державности».
А может, отец Чаплин тоже заподозрил, что Дагир Хасавов не очень адекватен? Как такое мог на камеру сказать профессиональный адвокат, если он умственно здоров и трезв? Но почему тогда протоирей так серьезно воспринял выходку панк-феминисток, поведение которых также вызывает вопросы о вменяемости?
По-моему, тут все ясно. Хасавов замахнулся на светскую власть, которая наших церковников интересует мало (как, в общем, и должно быть). Феминистки же вроде как подорвали авторитет самой Церкви. А учитывая, что в последнее время под подрывом своего авторитета РПЦ понимает любой неколенопреклоненный комментарий, впору было сорваться на истерику. И вышло так, что не анекдот с исчезающими часами и не бытовуха с квартирой Патриарха, а именно эта истерика вызвала резкое неприятие светского общества. Люди не любят вранья. Если поведение не соответствует заявленным канонам — смирению, всепрощению, милосердию, — то это вызывает раздражение. РПЦ повела себя как нынешняя власть, и ее отождествили с властью.
Церковь сама согласилась на эту роль. Может, по недомыслию отдельных ее руководителей, может, по ошибке, может — в обмен на что-то. И вышло совсем не то, на что рассчитывали. Но почему-то православные иерархи не воспринимают это философски, не возводят очи долу со словами «На все воля твоя», а начинают весьма агрессивно — даже не защищаться! — нападать. Это и есть христианское смирение?
Да какое уж тут смирение… У все того же Леонтьева читаем: «Возлюби врага своего», — речь идет о личных врагах, которые тебе лично сделали зло, и ты имеешь право и христианский долг их прощать. Никакого права прощать врагов Отечества и врагов Господа и рода человеческого ты не имеешь».
Право определять врагов рода человеческого господин Леонтьев, надо понимать, оставляет за собой. Что ж, каждый трактует Писание по-своему. Хотя в данном случае привычка Леонтьева все редактировать и интерпретировать может сыграть с ним злую шутку. Вдруг автору не понравится?..
Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов