Теракт в Махачкале: эксперты называют основные версии произошедшего

Комментируют Валерий Соловей, Александр Проханов

Смертники заметно оживились

Смертники заметно оживились
В ночь с четверга на пятницу в Махачкале произошел теракт. Боевики снова применили жестокую и эффективную тактику двойного взрыва. Жертвами террористов стали 13 человек, более 120 ранены.
4 мая 2012
Первый взрыв произошел около 22.30 возле поста «Аляска-30», расположенного на трассе Махачкала — Астрахань на выезде из столицы Дагестана в сторону Ставропольского края, когда полицейские остановили автомобиль для проверки документов. В этот момент находившийся в Lada Priora террорист привел в действие взрыватель. Мощность первого взрыва, по данным Национального антитеррористического комитета (НАК), составила 30 килограммов в тротиловом эквиваленте. Когда же на место взрыва приехала полиция, спасатели и бригады скорой помощи, взлетела на воздух заминированная «газель».

 

Представители спецслужб полагают, что взрыв организовала так называемая махачкалинская группировка, на счету которой множество терактов и политических убийств. Боевики этой группировки могут быть причастны к смерти начальника Департамента по борьбе с экстремизмом Главного управления Министерства внутренних дел по СКФО Гафала Гаджиева, совершенного в 2010 году.

Взрыв спровоцировал пожар — загорелись машины спецслужб. В результате значительное число пострадавших составили спасатели, находившиеся рядом с загоревшейся автоцистерной.

Мощность второй бомбы составила, по оценкам экспертов, 50 килограммов в тротиловом эквиваленте.

В качестве поражающих элементов в обоих самодельных взрывных устройствах были использованы строительные дюбели.

В результате двойного теракта погибли 13 человек: шесть из них скончались на месте, семеро — умерли в больницах города. Число пострадавших на данный момент оценивается в 122 человека. В больницы было доставлено 100 человек, из них 14 — в тяжелом, а два — в крайне тяжелом состоянии. 47 человек находятся в состоянии средней тяжести и 24 — в удовлетворительном состоянии. Остальные после оказания медпомощи отпущены по домам. По данным МВД республики, среди погибших — семеро полицейских, еще 34 сотрудника правоохранительных органов ранены.

На месте подрывов обнаружены фрагменты мужского и женского тел, которые, по мнению экспертов, могли принадлежать смертникам.

После терактов в республике объявлен план «Вулкан-3». Весь личный состав МВД в Дагестане переведен на казарменное положение.

Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО

Скорее всего, теракт был приурочен к предстоящей инаугурации Владимира Путина. Организовало его бандитское подполье, которое в Дагестане очень развитое, влиятельное и постоянно усиливается. Фактически в Дагестане идет необъявленная гражданская война, и официальная власть эту войну проигрывает.

Она уже проиграла ее идеологически — потому что ей нечего противопоставить накаленной идеологии ваххабизма. Сейчас она проигрывает эту войну политически.

Стратегия Кремля в отношении Кавказа — стратегия умиротворения, покупка лояльности элит — оказалась полностью ошибочной. Единственный результат этой политики — противопоставление кавказских элит российскому обществу, русскому народу.

 

Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»

Кавказ не первый год грохочет от взрывов. Там идет непрерывная, во многом загадочная война, в которой участвуют четыре группировки.

Это, во-первых, силовики, которые отстаивают интересы силовой корпорации. Это представители крупного бизнеса, в том числе московского, которые провоцируют взрывы, чтобы ослабить местные группировки. Это местные чиновники, которые таким образом демонстрируют необходимость увеличения траншей, поставок, усиление силового компонента, который их защищает. И это различные повстанческие группировки — мусульманские и просто народные движения.

Война перетекает из республики в республику и время от времени интенсифицируется. Поэтому произошедшее никак не связано с московскими событиями — это сложный, многослойный внутрикавказский конфликт.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов