22 апреля в подмосковном поселке Новогорск автомобиль сбил Сашу Архипенко, мальчика двух с половиной лет от роду. Наезд, по словам очевидцев, произошел на «зебре» возле ресторана «Старый дворик» — ребенок выбежал на дорогу за мячиком.
За рулем находился некто Алексеев Олег Юрьевич… Впрочем, личность человека за рулем представляет меньший интерес, чем личность пассажира. Так вот: в «мeрседесе» S-класса (госномер Е 179МУ 197 RUS) находился Шмидт Александр Оттович.
Личность примечательная. В сообществе «Российский беспредел» опубликовано интересное «досье» на него, выдержки из которого мы здесь приведем.
Так, едва окончив юрфак МГУ, он возглавил АО «Фондовый отдел Межреспубликанского юридического общества». С 1996 года стал директором департамента по юридическим вопросам ОАО АКБ «СБС-Агро».
Надеемся, все помнят, что произошло в августе 1998 года? «ОАО АКБ «СБС-Агро» кинул всех вкладчиков, — пишет блогер kiroga. — Российских и иностранных, другие банки-кредиторы, даже бюджет РФ пощипали. Сработали по принципу, кому я должен, всех прощаю. Но одно понятно точно. Что именно директор департамента по юридическим вопросам банка вырабатывал стратегию законного вывода денежных средств за рубежи нашей славной Родины и дальнейшей зачисткой хвостов».
Позже Александр Оттович отличился на ниве огосударствления нефтегазовой отрасли. Вот как описывается в той же статье борьба за Южно-Тамбейское месторождение:
«Рыночная стоимость месторождения составляет 2 млрд долларов. Принадлежало оно предпринимателю Николаю Богачеву. Лицензии на разработку оформлены на АО «Тамбейнефтегаза». Начинается борьба за этот бизнес. Пакет акций на 25,1 процента оформляется «Газпромбанк-инвестом». За это время лицензия уводится на третью фирму, «Ямал СПГ». Начинается разбор полетов. Выясняется, что все вдруг друг друга неправильно поняли. Шмидт как первый вице-президент «Газпромбанка» объявляет журналистам, что сделка оформлена. 25,1 процента акции у богачевских структур выкуплены. А Богачев на радостях, как поговаривают конкуренты, продает все свои спорные активы еще на одну аффилированную с «Газпромом» фирму».
В настоящее время Александр Оттович Шмидт по праву занимает достойное место члена правления, первого вице-президента «Газпромбанка», а также члена попечительского совета Института финансового и банковского права Московской государственной юридической академии.
Однако вернемся к событиям 22 апреля. Когда водитель вышел из машины и заговорил с матерью сбитого ребенка, Шмидт опустил стекло и произнес исторические слова: «Оставь их, поехали, нечего с ними разбираться!» Что и было в точности исполнено водителем. На языке закона это называется «скрылся с места происшествия».
Позже Шмидт будет говорить, что ребенок упал возле машины сам.
Через некоторое время мать совладала с шоком, вызвала скорую помощь и полицию. Первыми на место происшествия прибыли сотрудники ГИБДД, которые зафиксировали, что наезд произошел на пешеходном переходе. Потом приехала «скорая», которая и отвезла Сашу в Тушинскую детскую городскую больницу. Там маленькому пациенту сделали рентген, как рассказал отец пострадавшего ребенка Владимир Архипенко (менеджер, работающий в сфере телекоммуникаций). Переломов костей обнаружено не были. Тогда его жена — сама медик по образованию — выписала сына на свой страх и риск, чтобы сделать в другой клинике УЗИ (в Тушинской больнице в тот день УЗИ почему-то сделать не могли). Ультразвуковое исследование выявило внутренние гематомы.
Сашу снова отвезли в Тушинскую больницу, где поместили в хирургическое отделение, сделали повторное УЗИ, которое подтвердило гематому левой почки. Медики опасались неблагоприятного развития — вплоть до прорыва гематомы, однако этого не произошло. Примерно через неделю после повторной госпитализации мальчика выписали.
4 мая дело о наезде поступило в суд. Водителю Шмидта предъявлено обвинение по статье 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».
Об этом происшествии рассказала в своем блоге Светлана Робенкова, знакомая семьи Архипенко.
«В одной из мировых столиц в XXI веке происходят совершенно дикие с точки зрения цивилизованного мира вещи, — написала она в заключение своей статьи. — Мы все активные участники дорожного движения (пешеходы, водители). Так вот, если вы едете в машине, или переходите улицу на зеленый сигнал светофора, или просто стоите на автобусной остановке, приготовьтесь к тому, что вас и ваших близких могут покалечить или убить. И это будет не просто несчастный случай. О нем напишут в газетах и расскажут по телевизору (хотя после кенгурации я ни в чем не уверена — не отрубили бы завтра Интернет по всей России и не повесили бы железный занавес лет на 12). Приготовьтесь к тому, что, даже если вас покалечат или убьют, убийцу не привлекут и не посадят, хотя дело получит обширный резонанс и вызовет волну возмущения общества. Потому что, по стечению обстоятельств, убийца окажется топ-менеджером известной корпорации, или женой министра МВД, или невменяемым водителем чиновника. Государство нас не защищает, и в ближайшее время ничего не изменится. Нам ничего не остается, как действовать самим. Давайте противостоять беспределу. Мы благодарим вас за любое содействие по распространению этой вопиющей истории».
Блог Робенковой не относится к числу мегапопулярных. Однако рассказанная ею история всколыхнула интернет-сообщество. Последовала волна перепостов, о происшествии в Новогорске написали многие СМИ.
Реакция руководства «Газпромбанка» была вполне предсказуемой. В Следственный комитет РФ поступило заявление от юридического отдела «Газпромбанка» с просьбой возбудить уголовное дело против Робенковой.
«Содержание указанной статьи направлено в отношении социальной группы топ-менеджеров крупных российских компаний, в числе которых фигурирует личность первого вице-президента «Газпромбанка», — пишет начальник юридического департамента А.В.Сальников. — Опираясь на утверждение о том, что российская государственно-правовая система не предоставляет гражданам нашей страны правовую защиту, автор ставит в основу статьи факт «беспредела», заключающийся в социальном превосходстве представителей «топ-менеджмента известных корпораций», предоставляющем им возможность нарушать установленные законодательством нормы права, выражающиеся в допустимости «калечить и убивать» людей».
Далее, оттуда же:
«Вышеизложенные действия автора не подпадают и не могут быть отнесены к здоровой критике, высказыванию идеологических умозаключений в отношении социальных слоев населения, не носят характер социально-научной дискуссии».
И, наконец:
«Действия автора также могут рассматриваться как ставящие под сомнение тот факт, что государственная политика нашей страны формируется и реализуется на основе соблюдения принципа законности, и способны послужить почвой для формирования неверной картины в отношении всего нашего государства на международной политической и правовой арене».
Стиль напоминает донесение, которое писал с лютого похмелья жандармский вахмистр села Путим — персонаж романа «Похождения бравого солдата Швейка». Но это не шарж и не пародия. Юристы «Газпромбанка» всерьез намерены засудить Светлану Робенкову за «розжиг».
А заодно с ней — блогеров, которые рискнули сделать перепост этой статьи. «Последствия призыва автора к распространению статьи выразились, в частности, в ее последующей публикации в рамках того же интернет-портала http://www.livejournal.com со страниц http://yasina.livejournal.com, http://uskov.livejournal.com, http://sudenko.livejournal.com, http://vl-titov.livejournal.com, http://dr-divisenko.livejournal.com, http://romanova.livejournal.com, http://alex-serdyuk.livejournal.com, http://ovarlamova.livejournal.com, http://ovarlamova.livejournal.com, http://fedorov-andy.livejournal.com, http://ru-vederko.livejournal.com», — скрупулезно перечисляет газпромовский юрист.
Список неполный — перепостов было гораздо больше.
Специально для освещения этого дела Александр Шмидт создал блог в «ЖЖ», в котором выкладывает сканы документов. При этом, публикуя заявление на Робенкову, он не поленился затушевать свои личные данные, зато обнародовал домашний адрес обидчицы. Кроме того, как пишет новоявленный блогер, «в Интернете скоро появится сайт с реальными фотографиями, адресами и телефонами всех «фигурантов». Соседи будут узнавать на улице».
Если топ-менеджер и блогер случайно знаком с людьми, которые делают этот сайт, — пусть он отговорит их от этой затеи. Потому что «нарушение неприкосновенности частной жизни» — это преступление.
Как рассказала сама Светлана Робенкова, она и не надеялась вызвать подобный общественный резонанс. По состоянию на 21 мая сотрудники «Следственного комитета» с ней не связывались, равно как и представители «Газпромбанка». В то же время, считает она, «создание Шмидтом блога, публикация скана заявления — это в какой-то степени обращение ко мне». Возможно, Шмидт рассчитывает, что, напуганная перспективой уголовного преследования, она посыплет голову пеплом, напишет самоопровержение и никогда-никогда больше не посмеет поднимать голос на серьезных, уважаемых людей. Но Робенкова намерена отстаивать свою правоту даже в суде, если до этого дойдет.
Ее готов поддержать и отец мальчика Владимир Архипенко. «Это долг не только мой, но и любого нормального человека. Я считаю, что тот, кто узнал о горе своего знакомого и разместил информацию об этом в блоге, никаких преступлений не совершал. Но то, что ей затыкают рот, меня не удивляет. Я много путешествовал по миру. Если бы такой случай произошел в Европе — не имело бы значения, «Газпром» или не «Газпром», входит ли в первую двадцатку топ-менеджеров или не входит. Раз есть преступление, то оно должно быть наказано. В России все не так, к сожалению».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов