Нападение на журналиста Асланяна, вероятно, было совершено из-за оскорбления мусульман

Роман СИЛАНТЬЕВ,

директор Правозащитного центра Всероссийского русского народного собора

«Религии оскорблять вообще опасно для жизни»

«Религии оскорблять вообще опасно для жизни»
Оскорблять религии опасно для жизни. Среди мусульман достаточно радикалов, которые готовы защищать свою веру самыми агрессивными способами.
29 мая 2012
Вечером в понедельник на радиоведущего Сергея Асланяна было совершено нападение. Неизвестный преступник нанес журналисту десятки ножевых ранений в подъезде его дома в Москве. На допросе Асланян высказал предположение, что нападение могло произойти из-за обидных высказываний о пророке Мухаммеде в прямом эфире. Напомним, 14 мая на радио «Маяк» ведущий решил в вольной форме пересказать биографию Пророка, заявив, что тот был не религиозным деятелем, а бизнесменом, решившим «пролезть наверх». Дескать, Мухаммед «переписал Библию», и в итоге его «бизнес-проект» оказался столь успешным, что люди играют в него и до сих пор. Асланян даже затронул интимные стороны жизни пророка, предположив, что у того были «какие-то очень серьезные сексуальные расстройства», поскольку он прельщал своих сторонников многоженством. Сейчас Сергей Асланян находится в НИИ им. Склифосовского. Его жизнь вне опасности.

— Насколько сказанное Сергеем Асланяном в эфире радиостанции «Маяк» было оскорбительным для мусульман?

Для мусульман худшее оскорбление — оскорбление пророка. И в мировой практике достаточно примеров, когда люди, позволившие себе такое, очень плохо заканчивали. В уголовном кодексе некоторых исламских стран есть специальная статься за оскорбление Мухаммеда. И если бы Сергей позволил бы себе подобное, к примеру, в Пакистане, он очень скоро оказался бы за решеткой. К таким вещам мусульмане относятся очень серьезно.

Религии оскорблять вообще опасно для жизни. Тем более делать это вот так, походя, на пустом месте. Ладно бы журналист был профессиональным борцом с исламом — такие люди есть, и в немалом количестве. Но они отдают себе отчет, чем занимаются и чем рискуют. Просто же так оскорбить религию, будучи при этом обозревателем по автомобильной тематике, на мой взгляд, не самый умный поступок.

— Почему мусульмане считают возможным для себя наказывать обидчика подобным образом? И дело ли это рук религиозных фанатиков или умеренных мусульманин так же способен на насилие в случае, если кто-то столь неуважительно высказался по поводу его религии?

И умеренные мусульмане радости от подобных оскорблений не испытают. Но для них это будет поводом обратиться в суд, как и предлагали сделать в Татарстане. В суд пойдут и православные.

Другое дело, что православие на протяжении всех советских лет оскорблялось активно и часто. У людей к подобным нападкам уже возник какой-то иммунитет. Исламу советская атеистическая пропаганда большого внимания не уделяла. И для мусульман оскорбление их веры не в порядке вещей. Да и доля радикалов среди них значительно выше, чем в христианстве.

— Подобные оскорбительные высказывания дают козырь в руки исламских религиозных радикалов, помогая им вербовать сторонников среди умеренных мусульман?

Конечно, такие случаи и наказание обидчика играют на руку радикалам. Они всегда могут сказать умеренным верующим, что могут защитить религию. В то время как умеренные терпят оскорбления и пытаются решить вопрос в рамках немусульманского, светского закона. Сегодня вообще умеренные мусульмане переживают не лучшие времена.

— Обошлось бы без крови, если бы Сергей, как ему и советовали родные и близкие, на следующий же день извинился перед мусульманами за сказанное?

Сложно сказать. Когда-то извинения принимаются, когда-то нет. К примеру, в Казахстане была выпущена водка, на пробке бутылки которой было написано «Аллах». Это тоже оскорбление. В результате директор завода публично извинился, и его простили. Не извинился бы — могли бы быть серьезные последствия.

Но вполне возможна ситуация, когда извинения могут быть элементарно не услышаны, когда оскорбленный мусульманин просто не узнает, что они принесены.

Лучший способ этого избежать — не произносить оскорблений вообще. Как в отношении ислама, так и в отношении других религий.

 

Материал подготовили: Сергей Шурлов, Александр Газов