Любопытство меня всегда обуревало. Читаешь биографию, и все вроде бы понятно: учился на отлично, служил в армии, женился, работал, а потом бац! — и человек уже важный чиновник. И вроде бы тот же homo sapiens, и не совсем. И свысока посматривает на тебя, и говорит сквозь зубы. Я много таких видел. У журналистов с ними нелюбовь. Они ненавидят нас как тупых приставак с идиотскими вопросами, а мы их недолюбливаем за высокомерные повадки обладателя сакрального знания (на лице у чиновника обычно так и написано: «Я точно знаю, что будет») и нежелание этим сакральным знанием делиться (на том же лице написано: «Все равно не скажу»).
В новом кабинете министров РФ я обнаружил одно лицо, которое лично для меня отчасти приоткрывает завесу тайны над тем, откуда их понабрали. Теперь я точно знаю, что кое-кого из них специально воспитывают и выращивают (в хорошем смысле этого слова). Впрочем, я не чиновник, мне скрывать нечего, поэтому делюсь с вами.
У нового кабинета министров есть свой аппарат. Если кто не знает, возглавил его вице-премьер Владислав Сурков. Указом президента были назначены и заместители руководителя аппарата правительства. В их числе Максим Акимов, человек здесь новый, хотя для меня почти родной.
Вкратце. Акимов Максим Алексеевич, родился в 1970 году в городе Малоярославце Калужской области. Получил образование в Калужском государственном педагогическом институте им. Циолковского на историческом факультете. Преподавал в школе, служил в армии, в середине 90-х стал руководителем аудиторской компании и в 1996 году перешел на государственную службу. Работал в департаменте экономики и промышленности Калужской области, в региональном комитете государственного имущества. В 2004-м возглавил Министерство экономического развития Калужской области и в том же году был избран городским головой Калуги. Затем стал заместителем губернатора Калужской области, вошел в президентский кадровый резерв — и все... Теперь он заместитель руководителя аппарата правительства РФ.
Но это официальная биография, которую вы можете найти и на сайте правительства. Другое дело, что практически все вехи этого пути я неплохо знаю, поскольку перемещения Максима Акимова по властной диагонали происходили на моих глазах. В те же самые годы в Калуге я оттачивал свое перо, поэтому наши карьеры развивались практически параллельно.
Акимову не было 30, когда он оказался во властных коридорах. Не в тех, конечно, что нынешний министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров (ему сейчас, напомню, 29 лет), но все же. Очень хорошо помню зубоскальство местных СМИ (а я был в их числе) и чиновников, когда розовощекий юноша из департамента экономики и промышленности, как школяр у доски, докладывал на совещаниях о проблемах перспективного роста экономического потенциала региона.
В агрессивной среде закаленных аппаратчиков советской школы эту роль завидной назвать никак нельзя. Тогда у меня создавалось четкое ощущение, что аудитория понимает его через слово, а если и понимает, то почти не слушает. «Да кто он вообще такой?» — самый распространенный вопрос, который читался в глазах людей на совещаниях. Не знаю, насколько этого хотел сам Акимов, но его как будто насильно насаждали региону, как сейчас пытаются насаждать энергосберегающие лампочки гражданам РФ.
Тогда родилась целая череда слухов относительно такого настойчивого продвижения мало кому известного паренька. На кухнях судачили о том, что он внебрачный сын губернатора Анатолия Артамонова, в курилках поговаривали о фаворитизме в правительстве Калужской области (начальником департамента, в котором работал Акимов, была женщина). А Максим Акимов все что-то докладывал и докладывал...
В 2004-м его бросили на передовую линию исполнительной власти. Сначала он стал министром экономического развития Калужской области, а потом был избран городским головой Калуги. Выбирали его, конечно, с благословения губернатора Артамонова, но тогда еще выбирали. В этой кампании я сам принимал деятельное участие, поэтому очень хорошо помню и ребячество будущего градоначальника, и его сетование на жизненные обстоятельства. Например, в многоквартирном доме, в котором он проживал, текла крыша, а отремонтировать было нельзя: избиратели не поймут, поскольку домов с текущими крышами в Калуге тогда хватало.
Не могу сказать, что он чем-то сверхъестественным запомнился калужанам на этом посту, но шишки набивал. Так, губернатор при мне давал задание руководству областной телекомпании устроить ему «медиавзбучку» в воспитательных целях, чтобы не расслаблялся. И таких историй можно приводить десятки, но лирику мы опустим, а краткую его биографию вы можете перечитать снова.
Фактически Акимова растили в Калужской области для государственных дел. Из него готовили смену. Многие до последнего момента полагали, что именно он окажется в губернаторском кресле после ухода Артамонова, но этому прогнозу сбыться было не суждено.
Таких Акимовых в родном для меня регионе я лично знаю еще минимум двоих-троих. Кого-то ссылали в депрессивные районы учиться уму-разуму, кого-то выдергивали из бизнеса и назначали, ставили, переставляли. К ним не относились серьезно, их гоняли, как «духов» в казарме, но годы прошли — и вдруг выясняется, что именно им сейчас и определять будущее области, а то и целой страны. Оказывается, что они и не «пацаны зеленые» больше, а мужи государственные, в чьих должностях сплошные большие буквы.
Не думаю, что эта конкретная история существенно отличается от того, что происходило в стране в целом. За 20 с лишним лет уже выросло целое поколение людей, которые получали жизненный и управленческий опыт в абсолютно иных условиях, нежели их предшественники. Они другие. Лучше или хуже сказать сложно, но точно — другие.
Что же касается самого Максима Акимова, то наши с ним пути разошлись в 2007 году. Знаю, что называли его уже тогда «толковый малый», знаю, что журналистам он нравился, поскольку сохранил не характерную для чиновников открытость, но за большее ручаться не возьмусь.
И, кстати, если вы полагаете, что птица эта не столь велика, чтобы посвящать какому-то заместителю руководителя аппарата правительства целую статью, обратите внимание, на какую должность приехал в Москву в 1999 году некто Дмитрий Анатольевич Медведев.
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов