Но на это можно ответить традиционным крылатым «нельзя впихнуть невпихуемое». Раз уж решили, что школьникам необязательно учить все подряд, а надо на чем-то сосредоточиться, дать им право выбора и специализации, то чем-то в итоге придется жертвовать. Ну и решили, что пожертвовать следует химией, физикой и биологией.
А кто вообще решил, что надо поступать вот именно так? Кто сказал, что прежняя система, еще советская, когда учили все подряд долго и упорно и не было ни приоритетов, ни факультативов, что вот эта система была плоха?
Я советскую школу помню относительно неплохо. И помню, что в старших классах я, человек гуманитарного склада и гуманитарных планов на будущее, откровенно задвинул физику, химию, биологию и тому подобное, потому что понял, что на таком уровне мой мозг эти дисциплины уже не усваивает, а с другой стороны, мой мозг уже и не хочет их усваивать, осознавая, что в дальнейшей жизни все эти премудрости мне точно не пригодятся.
Вот в этом и была проблема. И в этом она остается до сих пор. Нужно ли школьнику знать все обо всем? Или достаточно знать обо всем некий минимум, а глубоко постигать то, к чему у него есть склонности и планы? Только фантастические зубрилы и выдающиеся таланты имели твердые, не дутые пятерки по всем предметам. Но даже они спустя годы великолепно забыли половину из того, что так блистательно сдавали на отлично. Тогда в чем смысл знаний, которые выветриваются даже из самой крепкой головы? Если ты за ворохом формул, дат и определений в итоге не запоминаешь и того, что тебе реально нужно и интересно? Если ты физически не имеешь возможности выучить это хорошо, потому что параллельно тебе надо учить кучу всего остального.
Но главное даже не это. Наша школа до самого последнего времени была нацелена на то, чтобы давать знания. А школьник должен их добывать. Это не одно и то же. Добывание знаний развивает способность мыслить, анализировать. Дает возможность иметь свою точку зрения, отстаивать ее, разубеждаться в чем-то или укрепляться. Школа должна воспитывать не робота, механически выучившего и механически сдавшего, а потом благополучно все забывшего. Школа должна воспитывать человека, способного думать головой. В процессе добывания знаний они и в голове откладываются лучше. Собственно, практики должно быть больше. Возможности эти знания применить и тем самым закрепить.
Но у нас традиционно делалась ставка на заучивание. На то, что личная точка зрения никого здесь не интересует, потому что точка зрения — единственно правильная — уже есть в учебнике и эту точку зрения отражает учитель. С которым нельзя не то что спорить, а просто выражать сомнения.
Это, конечно, шло и идет до сих пор от государственной советской идеологии. Которая нынче в пародийной форме возрождается. Да и преподавательский состав еще во многих местах советский. Я вот зашел на сайт школы, которую сам окончил 23 года назад, а моя старшая сестра и вовсе 33 года назад. И что мы видим? Там до сих по с десяток учителей, которые учили не только меня, но и сестру! А нам они еще в те давние времена казались заскорузлыми преподами. Представляете, как «освежились» эти люди за четверть века?
Вот вам и еще одна проблема. Стандарт может быть каким угодно, но кто учить-то детей станет? В общем, я, как отец ребенка, только что закончившего первый класс, смотрю в наше учебное будущее не без тревоги. С надеждой лишь на то, что десять лет — достаточно большой срок, чтобы что-то успело измениться к лучшему.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов