Последствия игр сборных одинаковы везде. Толпы на улицах, перегораживание проезжей части, гудящие клаксоны автомобилей, купания в фонтанах очень нетрезвых граждан — это в случае выигрыша. Слезы, гробовая тишина, а потом, возможно, перевернутые машины и агрессия — это когда команда проиграла.
Но начало футбольного первенства континента совпало с ожиданием вступления в действие нового антимитингового законодательства. Возникает вопрос: что будет с теми, кто решит поделиться эмоциями с друзьями и соседями, выйдя на улицу после удачной игры своей команды? Их что, будут задерживать с триколорами в руках? Штрафовать? Везти в отделение? И кто? Полицейские? Обычно в таких случаях правоохранители благодушно взирают на нарушения законодательства в виде хождения по проезжей части или танцев посреди Тверской.
Думается, что арестов и штрафов не будет. Футбол XXI века давно не только игра, а такая же часть политики, как выборы или назначение премьера. Дело психологов, а не журналистов, объяснять, почему победы сборной вызывают всплеск патриотизма. На поверхности лежат доводы об отождествлении себя частью целого, о единении эмоций и тому подобное.
Так или иначе, Кремль прекрасно понимает роль футбола. Победа сборной России станет только плюсом в его копилку. Поэтому можно дать руку на отсечение, что адекватные болельщики смогут нарушить хоть весь Административный кодекс и ничего им за это не грозит.
Данная ситуация является лишним подтверждением тому, что закон об ужесточении наказаний за нарушения на массовых мероприятиях распространяется исключительно на оппозицию — активистов «Болотных» и «оккупаев».
Комментирует Александр Агеев, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству
Скандальный законопроект о наказаниях за нарушения на массовых акциях стал ко второму чтению более дифференцированным. Единороссы многие санкции облегчили. Задача состояла в том, чтобы принять его быстро, пусть и навлекая гнев общественности. Но я уверен, что теперь они попытаются его либерализовать и представить себя в более позитивном свете, смягчая практику применения.
Мы с коллегами-депутатами уже успели посмеяться над тем, насколько широко он может трактоваться. 21 июля у Дмитрия Гудкова свадьба. И мы нашли 11 пунктов, по которым и его самого, и его жену могут по новому закону привлечь к ответственности, присудить исправительные работы и наложить штраф в 300 тыс. рублей за мероприятия, которые они с гостями планируют провести в этот торжественный день. Это просто смешно. Перегибов очень много.
Власти будут использовать перегибы нового закона в своих интересах. Но уверен, там, где будут проходить народные гулянья, посвященные и победам сборной нашей страны по футболу на чемпионате Европы, никто не посмеет как-то штрафовать или иным образом наказывать участников за различные нарушения. Полагаю, что силовикам даны установки не применять закон одинаково ко всем.
Вместе с тем все, кто принимают участие в любых массовых акциях, могут быть привлечены к ответственности. Мы все под приговором. Могут и не покарать, но в случае если это будет выгодно властям, если они этого захотят, смогут использовать новые нормы в своих интересах и по полной программе.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов