Удивительно, но в большинстве стран нет специальных ведомств, занимающихся молодежью. Детьми — есть, пожилыми и престарелыми — есть, женщинами и их проблемами — во многих государствах. Нет молодежного агентства в Китае и Японии, Финляндии, Испании, Италии, Португалии, Бразилии, Канаде, Франции, США, Соединенном Королевстве, Швеции и Белоруссии.
В Германии работает Министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи, на Украине — Министерство образования и науки, молодежи и спорта.
А вот в России существует такая отдельная категория — молодежь. С точки зрения житейской логики у данной возрастной категории граждан могут быть свои проблемы, отличные, например, от проблем пенсионеров. Это образование и социальные вопросы — молодые люди учатся и не имеют больших доходов. Но логично было бы, если бы их решали в профильных министерствах.
До мая 2012 года агентство находилось в составе Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Но Указом президента Владимира Путина 21 мая 2012 года оно передано в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации. Подобное переподчинение как раз и говорит о размытости функций Росмолодежи.
Вообще, термин «молодежная политика» достался нам в наследство от СССР и ВЛКСМ. Но в Советском Союзе комсомольская организация была молодежным крылом единственной партии. А у нас, слава богу, какая-никакая, но многопартийность.
Конечно, в положении агентства много умных слов об инновациях в сфере молодежной политики. Но кто может объяснить, что это такое? Установление биотуалетов на «Селигере»?
Росмолодежь распределяет гранты на различные программы и объединения. Однако трудно себе представить, что ведомство выделит грант, например, тем, кто изучает основы марксизма, или юным борцам за права человека. Прокремлевские движения прочно застолбили за собой все финансирование, камуфлируясь под молодежный образовательный форум. Именно так называется ежегодный слет нашистов на Селигере.
В принципе, нет ничего страшного, что правящая партия готовит себе смену. Но почему за государственный счет? Почему налоги граждан, в том числе и «несогласных», идут на то, чтобы птенцы якеменковского гнезда делали чучела правозащитников? Или на продюсирование песен Тимоти?
Однако, видимо, вся работа и, самое главное, бюджетные потоки Росмолодежи были завязаны исключительно на персоне Василия Якеменко. Сейчас он ушел, и ведомство стало ненужным. Но о его расформировании вряд ли кто-то пожалеет. Разумеется, кроме сотрудников.
Комментирует Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Росмолодежь изначально создавалась с целью расширения представительства молодых людей в политической системе страны, диверсификации и форсирования поддержки в научно-технической сфере. Как показала практика, предшествующая созданию данной структуры, работа с молодыми людьми в рамках отдельных направлений, закрепленных за несколькими министерствами, не была вполне эффективна. Росмолодежь, помимо всем известного «Селигера», работала и по другим, инновационным и международным проектам, вполне адекватным и не столь известным широкой общественности. Направляли ребят на учебу за рубеж по отдельным, важным для страны направлениям. Впрочем, многие проекты до конца доведены не были.
А запрос на целенаправленную работу с молодежью, понимание ее важности есть во всем мире. У молодых много проблем, связанных с трудоустройством, социальной поддержкой, ведь эта категория граждан является одной из наименее защищенных. При этом именно молодежь склонна к радикализации. Так что ее социальные трудности наиболее болезненно отражаются на политических реалиях. Вспомним погромы во Франции и других странах Европы.
Поэтому вопрос заключается не в том, нужна ли работа с молодыми россиянами, а в том, как именно ее организовывать. Необходимо корректировать политику, которая проводилась ранее в Росмолодежи, подходить к ней системно. Усилить работу над проектами, увеличить количество направлений, сформировать единые каналы поддержки. Отдельное ведомство по работе с молодежью нужно для того, чтобы координировать работу различных министерств по данному вопросу, согласовывать их позиции. Без него эффективно работать с молодежью будет трудно.
Вполне возможно, придет новая команда или старая начнет работу на совершенно других принципах. Необходимо привлекать профессионалов, успешных предпринимателей, общественных деятелей.
Но надо фокусироваться не на политике, а на социально-экономической составляющей жизни молодых людей.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов