Правозащитники начали общественное расследование событий 6 мая на Болотной площади

Комментирует Лев Пономарев,

исполнительный директор движения «За права человека»

Следователи на общественных началах

Следователи на общественных началах
Известные правозащитники объявили о запуске независимого расследования «Болотного дела» и призывают все заинтересованные стороны присоединиться к нему. Они намерены доказать, что никаких «массовых беспорядков» не было, а был произвол со стороны МВД.
28 июня 2012
28 июня в Центре имени Сахарова в Москве состоялись общественные слушания. На них выступали правозащитники, общественные деятели, а также рядовые участники майского «Марша миллионов». По итогам встречи было принято решение о начале общественного расследования событий на Болотной площади. Инициаторами идеи стали представители Московской Хельсинкской группы, движения «За права человека» и Общественной наблюдательной комиссии.

По мнению участников дискуссии в Сахаровском центре, обвинение оппозиционеров в «массовых беспорядках» не соответствует действительности. Напротив, сотрудники полиции и ОМОНа необоснованно применяли силу против демонстрантов.

Адвокаты тех, кто были арестованы по «Болотному делу», рассказали, что их подзащитных навещали оперативники в штатском, убеждавшие арестантов дать показания против Алексея Навального, Ильи Яшина, Сергея Удальцова или Бориса Немцова.

«Кроме того, бывали случаи, когда адвокаты, назначенные следствием, убеждали задержанных дать признательные показания, чтобы избежать ареста. Когда мы вступали в дело, приходилось отказываться от очевидно выдуманных следователями показаний», — рассказала Анна Зарва, адвокат одного из фигурантов дела о «массовых беспорядках» Федора Бахова. По ее словам, фамилии этих юристов защитникам арестантов известны и в ближайшее время они планируют обратиться в адвокатскую палату Москвы, чтобы привлечь их к дисциплинарной ответственности: «Они фактически вступали в сговор со следователями».

В ГУ МВД Москвы никак не отреагировали на начатое «общественное расследование».

Комментирует Лев Пономарев, исполнительный директор движения «За права человека»

Мы начинаем общественное расследование событий 6 мая. Мы хотим, чтобы разговоры о 1937 годе прекратились, чтобы было закрыто уголовное дело по 212 статье, потому что массовых беспорядков по факту не было, и чтобы господин Бастрыкин был уволен со своей должности, так как он позорит следственные органы.

Общественные слушания проходили в виде квазисуда. В президиуме были правозащитники и генерал КГБ в отставке Алексей Кондауров. Я был ведущим, участвовали Людмила Алексеева, представляющая Московскую Хельсинкскую группу, Валерий Борщев, председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы, Сергей Ковалев от российского «Мемориала». Товарищи Борщева из ОНК в ночь с 6-го на 7-е ездили по всем отделениям полиции столицы, они видели, как грубо нарушаются права задержанных, многие из которых были избиты.

Мы посмотрели нарезку кадров, где виден масштаб избиений, а также опросили двух избитых на демонстрации. Людей на Болотной площади было избито, конечно, не двое, а гораздо больше, но они боятся сознаваться. Если они скажут, что были избиты полицией, они могут превратиться в «участников массовых беспорядков».

Выступили шесть адвокатов арестованных, а также общественные деятели, которые проходят в качестве свидетелей. Выступил адвокат Вадим Прохоров, который представлял интересы Ильи Яшина и Бориса Немцова, а также адвокат Алексея Навального. Они рассказали, насколько грубо были проведены обыски в их квартирах. С особой тревогой они отметили, что в результате обысков изъяты все информационные носители. Существует опасность, что отдельные файлы могут быть сфальсифицированы в интересах обвинения. Выступила Маша Баронова, обвиняемая по ч. 3 ст. 212 — «призыв к массовым беспорядкам».

В результате расспросов выяснилось, что квалификация событий как «массовых беспорядков» несправедлива. Если прочитать статью Уголовного кодекса, становится очевидным, что люди не участвовали в массовых беспорядках. Они защищались от неправомерных действий полиции, в крайнем случае могли применить силу к полицейским, защищая себя, соседа или соседку. Добавлю, что на площади были провокаторы, но ни один из них не был задержан.

По результатам слушаний мы составили заявление, текст которого размещен на сайте движения «За права человека».

Нам важно стать центром притяжения. Сейчас много инициатив по общественному расследованию событий 6 мая, но они разрознены. Хотелось бы, чтобы все стекалось к нам. У нас есть профессионалы, которые могут проводить экспертизу.

Мне кажется, что ссылки на 37-й год отчасти оправданны. То, как ведут себя следователи со свидетелями и задержанными, очень похоже. Обвинение в «массовых беспорядках» похоже на обвинение в шпионаже. Добавим пропагандистскую кампанию по телевидению — лидеров оппозиции представляют настоящими «врагами народа». Можно привести и другие примеры.

В наш век, когда вся информация доступна благодаря Интернету, когда все прозрачно, мы должны не допустить, чтобы эти люди были посажены. Российское общество обязано с этим справиться. Иначе грош цена нашему обществу, если мы позволим посадить безвинных людей.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов