В обоснование своего решения парламентарии приводят такую статистику: с 1990 года в иностранных семьях погибли трое детей из Кемеровской области, в том числе двое в США. В целом за последние несколько лет в США погибли 17 детей, вывезенных из России и усыновленных американскими семьями. Не далее чем в мае текущего года девятилетний Антон Фомин сгорел заживо в доме американских приемных родителей: те отправились по своим делам, оставив ребенка дома одного (по неподтвержденным данным, заперли в подвале). Известны также случаи сексуального насилия приемных родителей над «экспортированными» детьми.
В 2011 году представители РФ и Соединенных Штатов подписали в Вашингтоне двусторонний договор о сотрудничестве в области усыновления детей. По данным газеты «Коммерсант», Госдума может ратифицировать этот документ 6 июля.
Инициатива кемеровских депутатов достойна внимания. Ведь сам принцип усыновления/удочерения детей иностранцами (и не только гражданами США) можно считать нарушением прав человека. По сути, ребенка принуждают к эмиграции и ассимиляции в иной культурно-языковой среде. Возможно, для детей до трех лет это проходит относительно безболезненно, однако старшие дети переживают серьезный стресс. Данное обстоятельство заставляет задуматься о целесообразности «экспорта детей» — даже если не брать в расчет откровенно патологические случаи, такие как сексуальное насилие, избиение и причинение смерти.
С другой стороны, наше государство, мягко говоря, далеко не самое заботливое. По большому счету оно не способно обеспечить сиротам ни достойное настоящее, ни будущее. Да и усыновляющие их россияне зачастую тоже. И в этом снова виновато государство. Так может быть, деткам будет лучше за его пределами?
Олег Верещагин — педагог, публицист и писатель — горячо поддержал инициативу Законодательного собрания Кемеровской области. В беседе с корреспондентом «Особой буквы» он назвал практику усыновления русских детей иностранцами «торговлей детьми» и заявил, что ее необходимо прекратить.
«Поскольку на федеральном уровне таких законов нет — только один за другим заключают международные договоры об упорядочении процедуры продажи детей, — возможно, благодаря инициативам местных депутатов удастся запретить на региональном уровне», — сказал Верещагин.
Напротив, адвокат Андрей Тарасов убежден, что «усыновление иностранными гражданами — это, скорее, благо для детей нашей страны, учитывая, в каких условиях они живут».
Кемеровский закон юрист назвал «популистским заявлением», отметив, что на федеральном уровне усыновление детей иностранцами разрешено, а федеральный закон в данном случае имеет преимущество перед региональным.
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов