Названы имена кандидатов в совет Общественного телевидения

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Действительно тайные советники

Действительно тайные советники
Общественное телевидение — прекрасная вещь. И потому в нашей стране на данный момент невозможная.
7 июля 2012
О какой независимости от власти Общественного телевидения можно говорить, если само оно создается по распоряжению властей, если список из семи десятков человек сократили до 25 для рассмотрения Владимиром Путиным, который отберет из них те 19, ему больше понравившихся? То есть Путин должен выбрать 19 достойных, независимых людей, которые начнут тут же ударно работать против него? Конечно, достойные люди в списке есть. Уверен, что есть они даже в тайном списке. Но от этого будущее Общественного телевидения не выглядит менее туманным.

 

Наша жизнь полна прекрасных парадоксов. Вот и членов Общественного совета Общественного телевидения выбирают тайно. Для полноты картины хотелось бы, чтобы и в дальнейшем их имена не раскрывали, а они продолжали бы свою тайную общественную миссию. И то верно — зачем нам знать? Пускай люди спокойно работают на благо общества, не испытывая при этом с его стороны общественного давления. И как говорили в прекрасном фильме, «наше тайное общество еще ох как себя покажет!» 

Есть тут и еще один аспект. Даже обнародование имен принесло бы нам не так много информации. Поскольку в списке из 72 человек мы знаем, скажем так, не всех. Кто-то вообще назвал это насмешкой над телезрителями. А кто-то, пойдя дальше, заметил, что в списке не хватает только Цеповяза — того прекрасного господина, приятеля банды Цапка, который получил копеечный штраф за то, что покрывал убийц. 

На самом деле публика в списке самая разнообразная. И я так понимаю, что цель состояла в том, чтобы создать иллюзию широкого представительства. Тут тебе и общественные деятели, тут и спортсмены, тут и отставные политики и даже простой пенсионер (или не простой — кто знает?). Столицы, регионы (хотя есть мнение, что провинцию можно было представить еще богаче), атеисты и религиозные деятели. Чем-то это похоже на советские времена, когда в Верховном совете заседали доярки, рабочие и представители всех прочих слоев и групп, символизировавшие разнообразие нашего общества, — а им всего-то и нужно было, что единогласно поднимать руки «за». 

Но все это, собственно, лирика. Тайный список или явный, с любым составом участников — для чего он? Для чего нам Общественное телевидение и каким оно должно быть? 

Общественное телевидение — прекрасная вещь. И потому в нашей стране на данный момент невозможная. Потому что у него должны быть два главных признака. Оно должно быть полностью независимо от власти. И оно должно быть полностью независимо экономически. То есть не финансироваться из бюджета и не финансироваться олигархическими группами — иначе оно все равно будет зависимо. 

То есть Общественное телевидение должно существовать на наши с вами деньги. И быть поэтому абсолютно объективным, отражать истинную картину мира, говорить правду. 

Но есть ли у нас в стране столько людей, готовых заплатить из своего кармана за такое телевидение? У нас практически нет самоокупаемых СМИ — только желтая пресса. Тем более за редчайшими исключениями нет самоокупаемых информационных СМИ, и эти исключения не говорят о том, что прибыль этих СМИ сколь-нибудь велика. А тут должно быть не просто СМИ —  телевидение! Самый затратный вид массовой информации. А если речь пойдет о сильной информационно-новостной структуре, то это будет еще дороже. У нас же основной контингент телевидения — потребители сериалов, развлекательных шоу и прочей жвачки для глаз. Им независимое телевидение просто не требуется ни в каком виде! 

Но допустим, откуда-то деньги найдутся. Однако есть же еще фактор обязательной независимости от власти. А вот это невозможно уже никак! Вспомним, что нынешняя власть начала свой светлый путь с полной зачистки информационного пространства, а главный удар был нанесен по самому сильному и самому независимому каналу — НТВ. Неужели сейчас кто-то может наивно полагать, что та же власть позволит существовать неугодному ей каналу? 

А Общественное телевидение неизбежно станет неугодным. Потому что, даже не работая ни одной секунды в интересах оппозиции, а просто рассказывая о жизни, как она есть, это телевидение подорвет основы вертикали. Потому что это будет совсем не то, что вещает Первый канал или любой другой федеральный. 

О какой независимости от власти можно говорить, если само Общественное телевидение создается по распоряжению властей, если список из семи десятков человек сократили до 25 для рассмотрения Владимиром Путиным, который отберет из них те 19,  ему больше нравящихся? То есть Путин должен выбрать 19 достойных, независимых людей, которые начнут тут же ударно работать против него? А как иначе, еще раз повторюсь? Если они станут работать независимо, то это автоматически станет работой против Путина. 

Достойные люди в списке есть. Уверен, что есть они даже в тайном списке. Потому что достойных людей в стране все равно немало. И как ни собирай причудливый гербарий из «выставочных» пенсионеров и православных активистов, а все равно в список проникнет и хороший человек. 

Но ведь и сейчас приличные люди работают и в Общественной палате, и в Совете по правам человека. Приличные люди трудятся в правительстве. Приличные люди ежедневно выражают свою публичную гражданскую позицию по громким делам и насущным вопросам. Но разве слушает их власть? Разве имеют они на нее влияние? 

Так что не в списке дело и не в форме его утверждения. Механизм сконструирован с дефектом — как двигатель у слесаря-интеллигента Полесова. Был очень похож на настоящий — только не работал.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов