Вот сейчас на фоне трагедии Крымска вспомнили про то, что ровно 10 лет назад в тех краях уже была аналогичная беда, когда под Новороссийском погибло более 60 человек. Вы помнили об этом? Я честно признаюсь — забыл. Как ни старался — не смог вспомнить. А ведь шесть десятков погибших — это не мелочь, это не рядовое ДТП. Но не помню. С другой стороны, если за эти 10 лет национальный траур объявляли раз 30—40—50, то чему удивляться?
Но для удивления еще остается место. И для обобщений — хотя обобщать за эти годы мы должны были уже замучиться.
Так вот первое и бесспорное, что сразу бросилось в глаза. Обратили внимание, с какой легкостью и как массово поверили люди в версию о том, что на Крымск специально спустили воду? В рассказы о том, что «крутые» заранее отогнали машины в безопасное место, например? И это в тот момент, когда, объективно говоря, информации ни у кого никакой толком не было. Но люди поверили!
Можно сказать, что поверили слухам и домыслам. Да, это так. Но ведь верят тогда, когда слухи и домыслы кажутся правдоподобными! И точно так же люди верили в то, что пострадавших заставляют подписывать бумаги, будто их предупреждали о стихии. В то, что утонувших оформляют как умерших от иных причин, чтобы не платить компенсации. Слава богу, что в основном это были слухи, — но разве сами по себе эти дикие истории, в которые верят все и сразу, не симптом? Не диагноз власти?
А разве не диагноз то, с каким рвением Александр Ткачев и прочие бюрократы начали уже совершенно не к месту и не ко времени гнать про каких-то приезжих паникеров, вредителей и городить прочую хрень? Еще немного, и дошло бы до происков Госдепа. Не могут соскочить с привычной колеи, не могут сменить пластинку ребята. Разве это не показательно? А разве не показательно, что в тот момент, когда стране было наглядно показано, сколь неэффективны у нас системы предупреждения и оповещения о природных катаклизмах, в Думе с жаром дебатируют куда более «актуальные» темы про «иностранных агентов». Страна тонет в буквальном смысле, а они дурью маются!
А разве не симптоматично, что в Краснодарском крае, где систематически творятся вопиющие безобразия, губернатор Ткачев в глаза всем говорит, мол, не могли же мы в каждый дом постучать, и все равно бы все нас не послушали и не стали спасаться. Но Ткачева защищают всем миром его дружки из «Единой России», зато уж губернатора Никиту Белых с мифическим спиртзаводом мы просто так не отпустим! Мы все там в Кирове перероем, но найдем спертый гигант водочной индустрии, а заодно всемирно известную лесопилку.
И еще, конечно, беда Крымска показала, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих в нашей стране. Я уже честно признался, что не помню о наводнении десятилетней давности. Но такое впечатление, что о нем не помнили и местные власти. В регионе, где такие катаклизмы происходят регулярно, а 10 лет назад случилась по-настоящему масштабная катастрофа, получается, ничего толком за две пятилетки не сделали. И вот уже погибших раза в четыре больше, смыло целый город, и мы выясняем, что нет такой силы и нет в XXI веке такого способа, чтобы, имея в запасе несколько часов, оповестить городок, в котором всего-то 60 тыс. жителей!
Уж на что я всегда считал МЧС единственным, что хоть как-то в России работает. Но выясняется, что и в МЧС хороши не все. А государство в целом — просто беспомощно. И это видно еще на одном ярчайшем примере. Примере, кстати, очень отрадном. Впервые, по-моему, мы видим такое массовое, такое организованное движение помощи пострадавшим со стороны гражданских активистов, сумевших организовать простых людей. В Москве сейчас где только не собирают вещи, лекарства, волонтеров. Без приказов, без призывов сверху — а только по зову сердца и путем самоорганизации. Это просто потрясающе.
Мы не очерствели от этих бесконечных трауров, которым нет учета. Не перестали быть людьми! И доказали, что гражданское общество есть и что оно, увы (а может и слава богу?) эффективнее государства. Ведь и государственные пункты приема помощи тоже открылись — но как же все жалуются на тамошнюю неорганизованность, медлительность, непонятность.
Так что вывод мы можем сделать простой. Государство наше слабо и неэффективно. Веры ему нету. Но мы сами еще многое можем. Мы можем брать в свои руки решение важных проблем и самостоятельно наводить порядок. Будущее как раз за такой системой.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов