К власти в лице главы Краснодарского края было несколько основных вопросов:
1) Опровержение/подтверждение множества слухов о трагедии в Крымске, которые блуждают по СМИ и Интернету;
2) Будущее Крымска и его жителей;
3) Вопрос политической ответственности местных и региональных властей.
Я не собирался набрасываться на Александра Ткачева с криками «За что вы утопили Крымск?!», поскольку и сам не верю в эту версию, не намеревался пристыдить его, не планировал «замочить», но очень хотел понять. Понять, что губернатор чувствует, что реально происходит и видит ли он (как глава региона, как политик) свою вину в произошедшей трагедии и информационном хаосе вокруг.
Когда я составлял несколько своих вопросов для этого короткого телефонного интервью, я отталкивался именно от этого.
Получились следующие вопросы:
— Как вы прокомментируете заявления с требованием вашей отставки?
— Несет ли руководство края политическую ответственность за произошедшее в Крымске?
— Как вы сами понимаете словосочетание «политическая ответственность»?
— Ваше мнение: сделали ли власти в Краснодарском крае и Крымском районе все возможное, чтобы минимизировать масштабы природной катастрофы?
— Как вы прокомментируете информацию о занижении числа погибших в Краснодарском крае?
— Считаете ли вы показателем недоверия к власти такое количество слухов?
— Будущее Крымска?
— Считаете ли вы свои слова, которые были сказаны перед жителями Крымска, ошибкой? (Цитата: «Что нужно было, каждого обойти?!»)
— У вас есть сейчас возможность обратиться к слушателям «РСН», которые переживают трагедию в Краснодарском крае, как свою. Что вы можете им сказать?
Если вы обратили внимание, то процентов на 70 эти вопросы представляют собой тест на адекватность. Ткачеву была предоставлена возможность «очеловечить» себя, проявить соучастие, а то и покаяться в промахах своих... Думал: «Все же сейчас на пределе. Губернатор, как бы к нему ни относились, тоже должен иметь право на объяснение с людьми. Ну, ляпнул в Крымске то, чего категорически нельзя говорить гражданам, которые пережили катастрофу, — с кем не бывает. Может, мучается теперь человек из-за глупости сгоряча». Это было еще до интервью...
Не могу сказать, что все получилось именно так, как и было задумано, но разговор с Александром Ткачевым состоялся. Желающие могут целиком ознакомиться с ним, я обращу внимание лишь на некоторые фрагменты.
Первое: Александр Ткачев не чувствует, что на нем лежит хоть какая-то ответственность за произошедшее и происходящее.
«Во-первых, решать о моей отставке должен президент РФ. Во-вторых, есть 5-миллионая Кубань, жители нашего края, которые меня не единожды избирали, доверяли судьбу края. Я думаю, что ни Миронову, ни другим политическим оппонентам не говорить об этом и не решать», — так губернатор прокомментировал призывы уйти в отставку.
Оправдываться перед кем-то, кроме президента, он, судя по всему, не считает правильным. И здесь краснодарского главу можно понять. А зачем, если от мнения простых граждан не зависит практически ничего? Сейчас даже нравиться нет необходимости, поэтому и вопрос о политической ответственности не был им понят. Перед Владимиром Путиным же отчитался! Какие еще могут быть вопросы?
Второе: слухи, которые до сих пор будоражат Крымск, Ткачев не воспринимает к качестве признака недоверия власти. По его мнению, рассказы о второй волне наводнения, о тысячах погибших — сознательная провокация. Причем это похоже на абсолютную и искреннюю уверенность губернатора:
«Это политическая провокация. И люди пытаются посеять страхи, паники. И такие вещи происходят. Это кощунственно. Это страшно!.. Это говорит о нечистоплотности людей, которые приехали сюда. Какие-то партии, какие-то люди, людишки, я бы так сказал. Была бы моя воля — я бы посадил их достаточно жестко».
Иными словами, Ткачев предлагает бороться не со слухами, а с теми, кто их распространяет. Конечно, если бы губернатор присмотрелся, он обратил бы внимание, что главные распространители недостоверной или непроверенной информации — жители Крымска. Перепуганные, шокированные произошедшим граждане, которых не убеждают официальные источники. Так с кем бороться?
Третье: слова Александра Ткачева, произнесенные на встрече с населением Крымска, которые взбудоражили страну, шокировали почти всех, его самого оставили равнодушным. Напомню, 8 июля в Крымске во время общения с местными жителями в ответ на претензии об отсутствии оповещения глава региона выпалил: «А вы что думаете, дорогие мои, если бы и сегодня... в 22 часа с перерывом до часу ночи — что, нужно было каждого обойти? Это невозможно. Какими силам? Это раз. Во-вторых, и вы бы что, встали и ушли бы из дома?»
А теперь наш с ним диалог:
Я: Считаете ли вы свои слова, которые были сказаны перед жителями Крымска, ошибкой. Я имею в виду: «Что, нужно было каждого обойти?».
Александр Ткачев: Да. Я отвечаю за свои слова. Просто они были вырваны из контекста. Я имел в виду, что не было возможности за такое короткое время обойти каждого. Большой город. Нет технически никаких ресурсов у городской администрации. Вот это я имел в виду.
Я: Эти слова прозвучали довольно резко. Именно поэтому я и спрашиваю: считаете ли вы их ошибкой?
Александр Ткачев: Я не считаю ошибкой. Их выдернули из контекста. Я сказал, что я имел в виду. Я сказал правду.
Подчеркну, в этом диалоге Ткачеву дважды была предоставлена возможность заявить, что он погорячился и, возможно, был неправ. Дважды! Но, видимо, Александр Николаевич прав всегда. Создается именно такое ощущение.
После этого короткого интервью у меня к Александру Ткачеву больше вообще нет вопросов. Считаю, что даже задавать их как-то нехорошо, чтобы совсем уже не подставлять человека. Он же опять скажет что-нибудь, а мы возмущаться начнем, нервы свои расстраивать. Мы возмутимся, а он нас только приветствовать будет, поскольку «имеем на мнение и возмущение полное право». Ну и на том спасибо...
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов