Волонтеров обвиняют в том, что они завалили Крымск барахлом

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Система помощи забарахлила?

Система помощи забарахлила?
Ряд СМИ сообщили о том, что в желании помочь жителям Крымска российские граждане несколько перестарались. Дескать, пострадавший от наводнения город завален никому не нужной гуманитарной помощью. «Особая буква» попыталась выяснить, так ли это.
13 июля 2012
С вопросом о том, что реально сейчас происходит в Крымске, «Особая буква» обратилась к непосредственному участнику событий — волонтеру, работавшему и на сборе, и на распространении гуманитарной помощи.

«Доброхоты завалили Крымск никому не нужным барахлом!» — пишут официозные журналисты. А корреспонденты «Российской газеты» сообщают из Крымска, что в городе переизбыток некондиционной гуманитарной помощи, которую возмущенные жители выбрасывают.

«Я спаслась в одной ночнушке, даже трусов на мне не было, — приводит автор «РГ» рассказ одной жительницы Крымска. — Я была рада любой шмотке. Но когда мне в администрации стали предлагать ношеные трусы, штопаные колготки и застиранные лифчики, я им в лицо чуть не плюнула. Спасибо, родственники помогли».

На центральной площади журналист увидел кучу никому не нужного белья — «выделяется обтрепанный бюстгальтер 15-го размера».

Далее корреспондент пишет о галстуках, которые непонятно зачем заслала в Крымск какая-то московская фирма, и о том, что власти намерены поставить кордоны на пути «гуманитарки», отсеивать «барахло» и сжигать.

Будущее города корреспондент рисует в апокалиптических тонах:

«В эти выходные ожидается настоящий вал гуманитарки из регионов. Он накроет крохотный Крымск обувью, майками и памперсами. Сотни фур уже пересекли границу Краснодарского края».

Одновременно власти Кубани объявили о намерении ликвидировать стихийные пункты раздачи гуманитарной помощи, оставив только централизованные. Это делается якобы в целях санитарной безопасности.

Указанные новости вызывают сложные чувства. С одной стороны, избыток второстепенного и нехватка необходимого — вечная проблема при ликвидации последствий реальных (а не учебно-постановочных) чрезвычайных ситуаций. Тут надо учитывать и размеры нашей страны. Пресловутые «обувь, майки и памперсы», отправленные из Центральной России, прибыли в срок, а вот такие же посылки, отправленные откуда-нибудь из Красноярского края, достигли Крымска, когда острой нужды в них уже нет.

С другой стороны, в истории с наводнением региональные и федеральные власти выглядели не лучшим образом — особенно на фоне гражданских активистов, которые сумели оперативно сорганизоваться и оказать терпящим бедствие действенную помощь. Неудивительно, что власти будут пытаться так или эдак ущипнуть «возомнивших о себе хомячков» (в России слово «хомячок», кажется, стало синонимом слова «гражданин»). Вполне возможно, что «проверенные» журналисты и блогеры на все лады примутся расписывать никчемных волонтеров, от которых никакой пользы — только под ногами путаются.

С вопросом о том, что реально происходит в Крымске с гуманитарной помощью, «Особая буква» обратилась к непосредственному участнику событий.

Гражданский активист Мирослав рассказал, что участвовал и в сборе, и в распространении гуманитарной помощи. Некоторые граждане действительно несли «секонд-хенд», но сборщики следили, чтобы состояние одежды, предназначенной для раздачи в Крымске, было нормальным. Позже, при раздаче собранной гуманитарной помощи, ни наш собеседник, ни его соратники «не встречали никаких претензий… чтобы брезгливо и со скандалом что-то не принимали. Все люди были благодарны», — заверил Мирослав.

«Мы среагировали гораздо оперативнее, чем власти, — говорит активист. — Мы одежду уже два дня не принимаем». Конечно, проблема перенасыщения есть, уточняет он, но решать ее нужно не путем сожжения «барахла», а несколько иначе.

«Предлагаю властям создать в Крымском районе (коли уже туда привезли и, по последней информации, еще везут тонны со всей России) создать «Гражданский гуманитарный центр», куда все вещи аккуратно рассортировать, сложить для дальнейшего хранения.

Учитывая, что с нашими безрукими властями часто приключаются всякие ЧС как природного, так и техногенного характера, эти вещи еще смогут пригодиться. А возможно, случится где-то в другом регионе (у нас ведь часто то пожар, то землетрясение), а может, и вообще где-то в другой стране — например, как в Японии.

Думаю, это будет лучшим применением. Причем в этот центр многие могли бы в любое время сдавать ненужные вещи, которые зачастую просто оказываются на свалке или пылятся на полках, а порой они могут реально пригодиться.

Ну а в мирное время некоторые неблагополучные категории (от сирот до бомжей) могли бы там получать помощь в том числе», — пишет Мирослав в блоге.

Вместе с тем помощь Крымску по-прежнему требуется:

«Гуманитарная часть закончена. Сейчас идет восстановительная часть. Ощущается нехватка двух вещей. Первая — это люди, рабочие руки. Вторая — инструменты, инвентарь: ведра, перчатки, маски, лопаты, топоры, мотопомпы, бензопилы. Огромная проблема с химией — нужна обеззараживающая хлорка: эпидемиологическая ситуация достаточно тяжелая. Проблема со спальными принадлежностями. У многих даже подушек нет. Нужна бытовая химия — порошки, мыло».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов