— Помогает ли бороться с нелегальными мигрантами закрытие рынков, подобных Черкизовскому? Не перебазировались ли они на другие рынки или сменили работу, оставшись в столице?
В любой двор зайдите — увидите, куда они перебазировались. Кто у нас дворниками работает? Они туда пошли. На стройках они работают в Москве. Я считаю, что это узаконенная коррупция, узаконенная правительством Москвы, когда разрешают работникам ДЭЗов, КВЕСТов и прочих структур оформлять своих сотрудников на работу, а потом за меньшую часть этой зарплаты нанимать гастарбайтеров. Эта коррупция, которая процветает, и никто на это не обращает внимания. Всем наплевать. Часть рабочей силы с закрытого рынка и была направлена в эти структуры.
— Какие меры по борьбе с нелегальной миграцией предпринимает правительство Москвы?
Отдельно взятое правительство Москвы решить эту проблему не может. Хотя, конечно, оно может ограничить приток мигрантов в город. Но с какой стати оно будет это делать, если федеральная власть совершенно не требует этого от региональных властей, в том числе московских?
На федеральном уровне миграционной политики никакой нет. Наоборот, существует косвенное поощрение массовой и трудовой миграции, потому что проводится политика удешевления рабочей силы в России.
В нашей стране трудовое законодательство ориентировано в первую очередь на снижение стоимости рабочей силы. У нас затруднено и фактически невозможно проведение забастовок, невозможно создать реально независимые профсоюзы. У нас чудовищно низкий минимальный размер оплаты труда, который позволяет большую часть зарплаты выплачивать в конвертах. Отсюда и результат.
Поскольку законодательство позволяет работодателю снижать оплату рабочей силы до уровня плинтуса, то кто на такую работу пойдет? Естественно, гражданин России во многих случаях от нее отказывается, особенно житель Москвы, где высокие средние зарплаты. Туда лавинами прибывают мигранты, как магнит притягивает такая политика государства.
— Многие мигранты проживают в России нелегально и работают за копейки. Не в этом ли причина демпинговых цен на рабочую силу?
Сверхнизкая стоимость рабочей силы, безусловно, перекрывает доступ к этим рабочим местам для граждан России. Существуют мощные стимулы для притока мигрантов. Можно все легализовать, но проблему это не решит, они будут прибывать в таких же количествах. Это не вопрос легальности. Это вопрос экономической политики, социальной политики.
Можно все разрешить, всех легализовать, а можно установить квоты и таким образом автоматически сделать эти потоки нелегальными. Суть дела от этого не изменится. Все равно будет массовая миграция, пусть легальная, ну и что. И сейчас мало гастарбайтеров, у которых вообще нет никаких формальных документов, разрешений на пребывание и работу в России. С некоторыми государствами у нас вообще нет визового режима, почему этот человек не может находиться на территории России?
У нас минимальный размер оплаты труда в среднем по стране 4,5 тыс. рублей. Это тот уровень, на котором государство позволяет работодателю держать работника. Вот он и держит на таком уровне. Доплачивает в конверте еще 5 тысяч, и все.
Это коренной вопрос массовой миграции в России. Пока государством разрешено держать на таком уровне цену труда, массовая миграция неизбежна. Легализуйте, запрещайте, карайте ее — это неизбежно. Это мощнейший экономический стимул — дешевизна труда.
— Можно сравнить и оценить ситуацию с мигрантами в Москве и в столицах других стран? Ведь эта проблема общемировая.
В других странах проводится миграционная политика. Эта одна из самых острейших тем и политических дискуссий, и дебатов во время выборов. Это реально работающие механизмы. Опять-таки, начните сравнение с другими государствами с того же самого минимального прожиточного минимума: какой он там, и какой он у нас. С этого надо начинать. Там он намного выше. Там стимулы для сверхмассовой миграции слабее.
Однако есть другие стимулы — уровень жизни, например. Но государство регулирует эти проблемы. Если устанавливаются квоты на приезд мигрантов, то они выполняются. Государство держит это под контролем. А у нас не держит. У нас квоты создаются только для того, чтобы чиновник смог получить взятку от работодателя, нарушившего эти самые квоты. То есть тут другой фактор вмешивается — коррупция. Если мы сравниваем себя с другими странами, то в другой стране такое невозможно. В какой-нибудь Дании, Швеции, Франции или Германии работодатель не может откупиться от чиновника, а у нас может.
Сравнивать невозможно, потому что миграционная политика не висит в вакууме. Если нет соответствующей политики по противодействию коррупции, если нет соответствующей трудовой политики по стоимости труда, то миграционная политика неэффективна. Вопрос нужно рассматривать системно.
Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева, Александр Газов