В мае — после определенного спада активности в феврале-апреле — произошел ощутимый подъем. Тому свидетельством не только неожиданно многолюдная демонстрация 6 мая, завершившаяся всем известными событиями. В течение всего месяца оппозиционные акции в Москве шли в безостановочном режиме: «белые прогулки», которые поначалу разгоняла полиция с усердием, достойным лучшего применения, затем — многодневное собрание возле памятника казахскому поэту Абаю на Чистопрудном бульваре.
«ОккупайАбай» представлял собой сочетание народных гуляний, бессрочного митинга, кемпинга и ассамблеи. Оптимисты восхищались свободной самоорганизацией гражданских активистов и тем, как неполитизированная публика просвещается в ходе общения с оппозиционерами. Скептики указывали на то, что у «доброго лагеря» нет ни цели, ни перспектив. А получать удовольствие от бесконечных однообразных игр способны только дети, как писал Юкио Мисима в «Исповеди маски». Или инфантильные переростки, краешком сознания застрявшие в детстве.
Сперва скептики были посрамлены: «ОккупайАбай» не выродился и не загнулся, но героически пал в неравной борьбе с «тугой полицейской слоновостью», по выражению одного завсегдатая Триумфальной площади. В ночь на 16 мая полиция и ОМОН вытеснили активистов с бульвара, задержав около двух десятков человек.
Однако попытки возобновить мобильный лагерь в других местах успеха не имели. Лагерь на Кудринской площади (в советское время называвшейся площадью Восстания) прославился в основном тем, что в ходе одной из зачисток люди, похожие на полицейских, совершили действие, похожее на экспроприацию кассы лагеря. «ОккупайАрбат» запомнился разве что избиением Юлии Каракаптан. А после внесения изменений в закон о митингах, позволяющих объявить противозаконным сборищем любую толпу на улице, проведение подобных акций изрядно осложнено.
Тем не менее в определенных кругах есть идея возобновить тактику «белых прогулок» и «оккупаев» (пример — собрание участников «ОкупайАбай» вечером 10 августа на Чистых прудах). Есть ли в этом рациональное зерно или же подобные методы не имеют будущего? С такими вопросами мы обратились к нашим экспертам.
Надежда Митюшкина, член московского политсовета движения «Солидарность», не усматривает политического смысла в стремлении войти второй, третий и двадцать третий раз в одну и ту же реку.
«Тактика «оккупаев» несколько исчерпала себя, — считает она. — Под конец это было схлопнутое мероприятие, на которое ходило ограниченное количество людей. Я разделяю «белые прогулки» и «оккупаи»: это разные вещи. Но как-то собирать людей — в широком смысле это слова — необходимо».
Митюшкина считает, что в данный исторический момент гражданским активистам, которым понравилась тактика «оккупаев», стоит обратить внимание на акции возле Следственного комитета, а также около спецприемника на Симферопольском бульваре: в этой «тюрьме-light» практически постоянно пребывает кто-то из числа оппозиционеров.
Несколько иной взгляд на вопрос тактики демонстрирует журналист Сергей Пархоменко:
«Я твердо убежден, что в гражданской активности всегда есть смысл, — говорит он. — И если люди хотят открыто и ярко демонстрировать свою гражданскую позицию по поводу того, что происходит в стране (а сейчас происходит много негативного, связанного, в том числе с различными судебными процессами), это надо только приветствовать».
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов