Обсуждать, правомерен или неправомерен приговор Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич, с точки зрения верующего православного христианина, глупо. Просто потому, что никакой гражданский суд не правомочен судить, насколько оскорблены религиозные чувства человека, а тем более измерять это оскорбление в тюремных сроках.
Русская православная церковь когда-то, и не так уж давно, это понимала:
«Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею», — таким был приговор великому писателю Льву Николаевичу Толстому, который совершил несопоставимые с Pussy Riot деяния — увел тысячи русских из лона официальной церкви, а еще больших заставил усомниться в догматах христианства.
И что? Самый мракобесный из всех мракобесов Константин Победоносцев отдал автора «Войны и мира» под суд? А ведь мог бы. Грамотных тогда вообще было мало, а уж читающих «яснополянского философа» и того меньше, так что вряд ли обер-прокурор Святейшего Синода не смог бы доказать, что Толстой — воплощение зла. Но нет… Еще не отделенная от государства церковь понимала, что ситуация с Львом Николаевичем — сугубо внутриправославное дело.
Да, акция в храме Христа Спасителя была оскорбительна для верующих, что бы сейчас ни говорили люди, очарованные действительно мужественным поведением участниц панк-группы на суде. Но как бы кощунственно ни выглядела их акция для многих православных и меня лично, нельзя не понимать, что судебный процесс над девушками не имеет никакого отношения ни к закону, ни к христианским принципам, среди которых главные — прощение и милосердие. И это страшно. Потому что с 17 августа 2012 года никто из граждан России больше не знает, где грань между церковными канонами и гражданским правом.
Как человек воцерковленный, я сегодня в худшем положении, нежели атеисты. Они-то могут смело сказать, что в очередной раз убедились в несоответствии церковных догматов делам тех, кто себя считает христианином. Но беда в том, что и сам суд, и особенно приговор Pussy Riot поставили перед такими, как я, вопрос: что важнее — принадлежность к определенной религии или гражданственность, уж простите за высокопарность. И почему я вообще должна выбирать?
До «пуссей» такие дилеммы уже были. Во время отпевания разрушителя моей страны, человека, отдавшего приказ расстрелять законно избранный парламент. Тогда в храме прозвучало «Борис Николаевич Ельцин» вместо положенного «раба Божьего Бориса». Слушать это фарисейство сил не было. Оставалось лишь выключить телевизор и думать, что происходящее — обычное для нашей страны преклонение перед политической властью обычных людей, пусть и облеченных властью церковной.
Призыва патриарха Кирилла голосовать за Владимира Путина, о котором говорили обвиняемые по делу Pussy Riot, лично я не слышала. А если бы и слышала, то восприняла бы как слова политика, а не главного духовного лица РПЦ. И вот в этом-то как раз кроется ответ на вопрос, почему стало возможным то, что произошло в Хамовническом суде.
Высшие иерархи Русской православной церкви стали такими же политическими игроками, как президент, премьер и все остальные высокопоставленные светские чиновники. И почти всех это до недавнего времени устраивало.
Геннадий Зюганов, пишущий о единстве христианства и «Кодекса строителя коммунизма», глава государства, стоящий со свечками, Всеволод Чаплин и Андрей Кураев как ньюсмейкеры, благословление олимпийской сборной вместе с чебурашками, иконы в витринах контор букмекеров, Филипп Киркоров с крестом, священники на НТВ, православные байкеры — все это в совокупности и привело к сегодняшнему безумию, где одни кричат «Сожги ведьм!», а другие требуют покончить с «православным мракобесием».
И Pussy Riot осудили не по церковным канонам или российским законам, а по этому же чудовищному смешению всего и вся. Если бы приговор был правосудным, девицы были бы оштрафованы или наказаны по административной статье, но полностью оправданы по уголовной за отсутствием состава преступления. А по церковным… Почему-то за полгода верхушка РПЦ ничего в отношении них не приняла, до сведения прихожан свое отношение к выходке Толоконниковой и К° не довела…
Весь этот суд, текст приговора, наручники на подсудимых, аквариум, в котором их содержали, оскорбляют христианские чувства, пожалуй, больше, чем «панк-молебен». В Хамовническом суде была нарушена ведь не только Конституция, отделяющая церковь от государства, но и заповеди Евангелия. И дело не в том, что «Богу богово, кесарю кесарево», а в том, что весь процесс был ложью, лицемерием и насилием над логикой — то есть всем тем, что наиболее емко характеризует все наше государство и общество.
Общество-мутант должно наконец понять свою уродливость. И с этой позиции приговор панк-группе, как ни ужасно это звучит, полезен всем.
Антицерковная кампания, которая неминуемо сейчас начнется, заставит Русскую православную церковь сделать выбор, кто она: политический игрок или духовный ориентир, власть нравственная или часть власти вообще? Не сделает церковь выбор сама — паства это сделает за нее, как уже бывало в истории России.
Верующим тоже станет легче: из храмов уйдут те, для кого православие является просто данью традиции или моде.
Ну и, наконец, нынешняя власть. Вся ее откровенная дурь и жестокость дают шанс на то, что она сменится. «Тьма, пришедшая со Средиземного моря» накроет власть со всеми ее институтами и прокураторами.
А Pussy Riot должны вернуться к детям сейчас, а никак не через два года. И сделать это просто, как просто оказалось возродить те же губернаторские выборы или заставить осудить Аслана Черкесова: выйти на улицы и потребовать.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов