Напомним, всех трех «пусек» зачем-то подвергли психолого-психиатрической экспертизе, что нашло отражение в тексте приговора. Подобную экспертизу назначают обычно по делам об изощренных убийствах, изнасилованиях и других страшных преступлениях, которые вряд ли способен совершить человек в здравом уме. Кроме того, адекватность «злодея» проверяется в том случае, если он ранее наблюдался невропатологами, психологами и психиатрами. Однако в тексте приговора «панк-молельщицам» не указано, что Толоконникова, Алехина и Самуцевич обращались к этим специалистам. Тем не менее обвиняемых обследовали и обнаружили у них различные расстройства личности.
Так, смешанное расстройство личности Самуцевич выразилось в виде «упорства и категоричности в отстаивании своего мнения, неуступчивости, решительности, невысокой эмоциональной чувствительности, последовательности внутренне мотивированного поведения, рационализма, склонности к оппозиционным формам поведения в фрустрирующих или конфликтных ситуациях наряду с чертами субъективизма».
Эмоционально-неустойчиво расстроенная Алехина отличалась «патохарактерологическим личностным складом с претенциозностью со склонностью к манипулятивному поведению, протестным реакциям и суицидальному шантажу наряду с неустойчивостью жизненного стереотипа с пренебрежением общепринятыми нормами и правилами».
В блогах долго острили на тему того, что оппозиционную деятельность фактически приравняли к психическому расстройству. Но в каждой шутке — лишь доля шутки. На днях стало известно, что одного из арестованных по «Болотному делу» — Михаила Косенко — ожидает принудительное лечение. Косенко является инвалидом II группы по психиатрическому заболеванию и ранее лечился от шизофрении. Психиатрическую экспертизу пройдут еще несколько арестованных участников майского «Марша миллионов».
Эта новость дала повод журналистам Известий» утверждать, что «среди оппозиционной части общества достаточно большое количество психически неуравновешенных людей».
«То, что я видел на «Марше миллионов», можно охарактеризовать как «много бесноватых и много купленных», — заявил корреспонденту издания психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов.
Кремлевские аналитики давно пытаются представить оппозицию как сборище городских сумасшедших. Это очень удобно и отменяет необходимость дискутировать, подбирать какие-то аргументы в обоснование мудрого курса «партии и правительства». Но лишь недавно к этому пропагандистскому штампу стали подтягивать околонаучное обоснование. Так недалеко и до «вялотекущей шизофрении», которую 20—30 лет назад «обнаруживали» у несогласных с режимом.
Но обратимся к специалистам. Насколько с научной точки зрения соответствует действительности утверждение, что оппозиционерство — это некая психологическая девиация? Данный вопрос мы обсудили с психологом Еленой Новоселовой.
«Если мы говорим о человеческой природе как таковой, то протест — это естественное и необходимое чувство, иначе прогресс остановился бы, — убеждена Новоселова. — Протест и нежелание жить в каких-то условиях является мотором, который движет людьми и приводит их к каким-то изменениям. Отсюда и теория пассионарности — еще и Лев Гумилев говорил, что историю движут пассионарии. Практика называть оппозиционеров невменяемыми стара как мир. Это вечный аргумент против инакомыслящих — вспомните наше относительно недавнее прошлое».
Психолог отмечает, что конфликт интересов общества, «стаи», с одной стороны, и отдельной личности, с другой, сам по себе не свидетельствует о неадекватности некоего оппозиционного индивидуума.
«Стая тяжело переносит, когда кто-то действует не так, как вся стая. Как только какой-то индивид действует не так, как все, — он заставляет шевелиться всю стаю. А задача стаи не приумножить, а сохранить. Любая инакость нас пугает, и поэтому лучше повесить ярлык: мол, вы невменяемый, а мы вообще живем не так уж плохо, не голодаем, лишь бы не было войны».
Ну а психолого-психиатрическую экспертизу по делу Pussy Riot Новоселова прокомментировала так:
«Я бы тех психологов, которые нашли, что активная жизненная позиция является патологией, сама отвела бы к психиатру».
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов