Академик Лавров хочет засудить Ленина за экстремистские призывы, оправдание терроризма и геноцид

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Уместно ли лезть в историю с УК РФ наперевес?

Уместно ли лезть в историю с УК РФ наперевес?
Доктор исторических наук Владимир Лавров написал письмо в Следственный комитет РФ с призывом проверить работы Владимира Ленина на предмет экстремизма.
24 августа 2012
По мнению историка, покойный «вождь советского государства и мирового пролетариата» может быть признан виновным по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации: экстремистские призывы, оправдание терроризма и геноцид.

«Краеугольным камнем ленинизма (марксизма-ленинизма) является возбуждение социальной розни и пропаганда неполноценности людей по признаку их социальной принадлежности, — пишет Лавров (его письмо опубликовала «Новая газета»). — Ленинизм есть идеология допустимости использования крайних мер для получения желаемого эффекта (аморальный принцип: цель оправдывает средства). В работах Ленина нашей стране навязывался социальный расизм и социальный геноцид».

И далее:

«Ленин не только публично оправдывал терроризм, но руководил конкретной террористической деятельностью и разрабатывал методы партизанской войны, например, в октябре 1905 года. Ленин создал страшные концлагеря и проводил политику «красного террора», т.е. государственного терроризма. Ленин нарушал права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии, возбуждал религиозную рознь своими оскорблениями чувств верующих, их дискриминацией в общественно-политической и других сферах жизни им созданного богоборческого режима. А ленинские распоряжения убить как можно больше духовенства являются человеконенавистническими, преступными и экстремистскими».

В подтверждение своих обвинений Лавров приводит выдержки из статей и распоряжений Владимира Ильича:

«Я с ужасом, ей-богу, с ужасом вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Пусть тотчас же организуются отряды от 3 до 10, до 30 и т.д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога… Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие — нападение на банк для конфискации средств… Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов…

Надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых...

Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…

Насчет иностранцев: советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…»

Сочинения Ленина, считает Владимир Лавров, и по сей день представляют опасность для государства. Они «воспитывают новые поколения леваков, экстремистов, готовых и жаждущих спровоцировать кровопролитие. И не дай бог, они снова захватят власть, что тогда? А то, что предстает и оправдывается в работах Ленина: расправа со всеми инакомыслящими, реки крови».

Конечно, к Владимиру Ленину, к его идеям и политической практике россияне относятся по-разному. Тут вариантов масса: от «вождя мирового пролетариата», до «губителя Великой России» — кому как больше нравится. Кто-то же вообще не углубляется в идеологические диспуты, оценивая Ильича исключительно как исторического деятеля.

Но квалифицировать его слова и поступки по статьям современного Уголовного кодекса точно недопустимо. Так мы зайдем очень далеко.

Большинство известных из истории (причем не только российской) правителей смело можно привлекать к ответственности за военные преступления, геноцид, вынесение неправосудных приговоров и иные преступления, а историков, пишущих о них, сажать за разжигание различных розней, оправдание терроризма и пропаганду войны.

Призывы к войне и террору, разжигание ненависти по этническому и религиозному признаку, пропаганду неполноценности отдельных национальных, религиозных и социальных групп при желании удастся найти в Библии, Коране и Торе. Тем более удивительно, что инициативу беспокойного академика поддержали представители Русской православной церкви.

«Ленина сейчас, конечно, никто не читает, поэтому изымать его экстремистские книги из оборота особого смысла нет. Но как ступень к тому, чтобы наследие Ленина разделило судьбу наследия Гитлера в Германии, проверить его сочинения на экстремизм было бы неплохо», — сказал корреспонденту Интерфакса протоиерей Дмитрий Смирнов, глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Некоторым и Ленина мало. В начале 2011 года некий «Антиэкстремистский союз ответственных граждан» (АЭСОГ) предложил объявить экстремистскими материалами сочинения русских классиков:

«В сочинениях Гоголя, Николая Васильевича, 20 марта (1 апреля) 1809 года рождения, присутствуют высказывания, направленные на возбуждение межнациональной розни и на унижение человеческого достоинства по национальному признаку. В частности, в повести «Тарас Бульба» неоднократно встречаются слова «жид», «лях», «бусурманин», являющиеся жаргонным и оскорбительным обозначением соответственно лиц еврейской, польской национальности и мусульман. Автор демонстрирует негативное отношение к лицам указанных национальностей употреблением бранных эпитетов («рассобачий жид», «собаки, жидовское племя», «чертовы ляхи», «вражьи ляхи»), а также пытается обосновать преступления в отношении лиц иного вероисповедания («Бог и Святое Писание велит бить бусурманов») или иной национальности («уж и не человек, коли жид!»). Автор призывает к расправам над лицами еврейской национальности: «Перевешать всю жидову! (…) Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!»

Под горячую руку «антиэкстремистов» попали Тарас Шевченко, Алексей Толстой и Ярослав Гашек. Даже художник Репин оказался зловредным разжигателем:

«Картина Репина, Ильи Ефимовича, 24 июля (5 августа) 1844 года рождения, называемая «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», содержит бесспорные признаки экстремизма. Автор пытается предложить обществу положительный образ преступников, бритоголовых молодчиков и украинских националистов. Известно, что поводом для создания этой картины послужил текст письма запорожцев турецкому султану, содержащий многочисленные нецензурные оскорбления последнего, в том числе по национальному признаку».

Пламенное обращение АЭСОГ к «тамплиерам политкорректности» (сотрудникам одиозного Центра «Э») большинство расценит как шутку или истерику городского сумасшедшего. Но академик Лавров точно не шутит. И есть все основания предполагать, что его инициатива получит поддержку в «соответствующих органах».

Вопрос о том, уместно ли лезть в историю с УК РФ наперевес, мы задали политологу Станиславу Белковскому.

«Юридические оценки событий явлений и фактов, а также трудов, относящихся к историческому прошлому, неправомерна», — убежден Белковский. Однако, считает он, «сам демарш академика имеет позитивный смысл: он показывает, что не нужно слишком зарываться в попытках оценить современные события с позиции «экстремизма». Если мы очень далеко зайдем в попытках инкриминировать экстремизм каким-то организациям, документам и деятелям сего дня — можно дойти до того, что будем инкриминировать экстремизм классикам».

Сам Белковский является убежденным сторонником отмены статьи 282, так как она «противоречит демократическому духу российской государственности».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов