Это не первое противозаконное действие, совершаемое якобы в защиту «панк-молельщиц». Можно вспомнить и вполне безвредные шалости, такие как натягивание масок на памятники, и куда более серьезные правонарушения — например, уничтожение поклонных крестов, ответственность за которое взяла на себя фантастическая «Народная воля». Примечательно, что сами Pussy Riot и их защитники в числе первых осудили «крестоповал». А случившееся в Казани один из адвокатов девушек Николай Полозов называет не иначе как «гнусной, грязной провокацией».
Однако представители Русской православной церкви считают, что в убийстве, пусть косвенно, виновны сторонники Pussy Riot:
«Эта кровь на совести так называемой общественности, которая поддержала своим авторитетом участниц этого акта в храме Христа Спасителя, потому что в результате люди с неустойчивой психикой получили карт-бланш», — рассуждает протоиерей Димитрий Смирнов.
«Коммерсантъ» отмечает, что полиция не связывает эту «акцию» ни со сторонниками, ни с противниками осужденных участниц Pussy Riot. «Оперативники считают, что это либо наркоман во время разбоя, либо просто сумасшедший. Человек мог видеть эту историю по телевизору и, так как с ним явно что-то не в порядке, решил написать. Там прямо во всю стену плакатными буквами написано», — сообщили корреспонденту издания в Следственном комитете Татарстана.
Мнения наших экспертов по поводу случившегося разделились, однако большинство все-таки склоняется к версии провокации.
По мнению правозащитницы Людмилы Алексеевой, мишенью провокации могут быть даже не Pussy Riot:
«Увидев общественный интерес к этому процессу (делу Pussy Riot. — Ред.), власти сознательно его подогревают, чтобы отвлечь от того главного процесса, который их волнует, — над участниками митинга 6 мая. В этом русле и безобразный приговор Таисии Осиповой».
Масштаб процесса по «Болотному делу», сказала Алексеева, напоминает процессы сталинских времен над «праволевацкими троцкистско-бухаринскими» группировками в ВКПб. Тем более удивительно, что, несмотря на колоссальный размах этого процесса — почти 200 следователей, 1,5 тыс. опрошенных, общество проявляет весьма умеренный интерес к этому делу, «все вопят про Pussy Riot».
«Я очень сочувствую девочкам из панк-группы, но нельзя же зацикливаться на них, надо смотреть, что вокруг!» — считает правозащитница.
«В ближайшие дни должна быть кассация по делу о «панк-молебне», — напоминает адвокат Виолетта Волкова, защищавшая обвиняемых в Хамовническом суде. — Люди начали разбираться: они поняли, что выступление Pussy Riot было не против церкви, а политической акцией. В последнее время я вижу работу пропаганды — статьи в «Российской газете», телепередачи, Мамонтов работает. То есть не последние журналисты в это вовлечены. И в данном случае такое чудовищное происшествие может относиться к провокативному ряду».
С другой стороны, и Волкова, и Алексеева допускают, что преступление мог совершить психически неуравновешенный субъект, далекий от политики и тем более от силовых структур:
«Нормальный человек не совершит такого преступления, к тому же под эгидой Pussy Riot», — уверена Волкова.
Но кто бы ни стоял за двойным убийством в Казани, очевидно: в ходе процесса Pussy Riot в обществе обострилось противостояние на околорелигиозной почве.
До недавнего времени, говоря о религиозном фундаментализме, о преступлениях, совершаемых религиозными фанатиками, мы преимущественно имели в виду воинствующих исламистов. Теперь криминально-политическую хронику освежили православные радикалы и их оппоненты. Последние акции в защиту «пусек» направлены не столько против коррумпированных иерархов, сколько против православной церкви как таковой. Сюда относятся и граффити на храмах, и уничтожение поклонных крестов.
Но и православные фундаменталисты заметно активизировались. Прозвучало предложение создать «православные дружины» не только для защиты храмов, но и для борьбы с «кощунниками», к числу последних относятся и те, кто носит «неправильные» футболки.
И первые «успехи» уже налицо. Недавно православные активисты, усиленные съемочной бригадой НТВ, пытались сорвать недостаточно благочестивое представление «Театра.doc».
Преступление, случившееся в Казани, при условии «правильной» подачи в СМИ может ввергнуть общество в самую настоящую религиозную войну.
С этим согласен исламский философ Гейдар Джемаль:
«Это один из компонентов гражданской войны, которая разжигается силовиками на самом деле не с целями гражданской войны, а с другими целями. На происшествии в Казани написано огромными буквами: «МЕНТЫ». Иначе быть не может, как и со спилкой крестов. Идет игра на разжигание противостояния между различными группами населения. Это составная часть их стратегии в преддверии обострения политической борьбы. А в Казани есть для этого благоприятные условия: там выращена особая порода местных «Евсюковых», которые немного пострадали за свои эксцессы и теперь готовы на все. Не спиливают кресты, а пишут кровавыми буквами».
По убеждению Джемаля, в разжигании противостояния в обществе участвуют спецслужбы, которые он назвал «чумой XXI века»:
«Спецслужбы отвязались от государственного контроля и работают с международной бюрократией. А менталитет секретчиков таков, что они не мыслят в категориях обычного человека. Они мыслят в категориях Каутского: движение — все, конечная цель — ничто. Они курируют процесс, оставаясь наверху».
А семена взаимной ненависти, которые сеют организаторы и исполнители подобных людоедских акций, взойдут обязательно, считает эксперт.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов