Ляпы с законом о защите детей от вредной информации — результат его аврального принятия

Татьяна РЯЗАНОВА

«Особая буква»

Депутаты торопились на каникулы в Простоквашино

Депутаты торопились на каникулы в Простоквашино
Быстрота принятия законов в России чревата абсурдными последствиями, в чем в очередной раз убедилось российское общество. Трактовка закона о защите детей от вредной информации уже привела к скандалу с советскими мультфильмами.
31 августа 2012
Общество наблюдает результат принятия законов по-русски — поспешного, без должного обсуждения, без привлечения правоприменителей. Накануне вступления в силу закона, направленного на защиту детей от вредной информации, телевизионщики заговорили о том, что из легендарных советских мультфильмов придется вырезать некоторые сцены.

С самого начала принятие этого закона в конце весенней сессии Госдумы, которая и так отличалась нервозностью, проходило в атмосфере всероссийского скандала. Однако внимание общественности было приковано к обсуждению создания единого реестра интернет-страниц и сайтов, содержащих запрещенную к распространению в РФ информацию, а также обсуждению возможности закрытия доступа к «вредным» сайтам без решения суда.

Против этих нововведений выступили представители интернет-сообщества. В частности, с критикой выступили «Яндекс», Mail.ru Group, Google, а русскоязычная Wikipedia и вовсе 10 июля на весь день закрыла доступ к своим материалам.

Ответ одного из авторов закона депутата от «Справедливой России» Елены Мизулиной был более чем эмоциональным. Во-первых, она назвала «наглой и неприличной» акцию Wikipedia, а также заподозрила, что с критикой документа выступает «педофильское лобби». Тем не менее документ был принят в смягченном варианте.

Однако реализация этого закона, который должен частично вступить в силу уже с 1 сентября, рискует скатиться в абсурд и безумие. С неожиданной трактовкой документа выступили телевизионщики, которые традиционно являются поставщиком информации для детской аудитории.

За несколько дней до вступления документа в силу они соизволили наконец-то высказать собственное мнение по его сути. И оказалось, что под запрет в связи с новым законом подпадают многие мультфильмы, которые уже стали классикой. Можно только иронизировать по поводу «жалобы», как написал «Коммерсант», руководителя студии детских и юношеских программ ВГТРК Татьяны Цываревой на то, что с вступлением в силу 436 закона детям запрещено будет смотреть сериал «Ну, погоди!» (из-за Волка, регулярно курящего папиросы).

На негодование граждан ответил один из авторов закона — вице-спикер Думы, единоросс Сергей Железняк, назвавший эти новости уткой. Заместитель председателя Роскомнадзора также выступил против ограничения показа «Ну, погоди!».

Такое развитие событий можно с большой долей вероятности расценивать как нерасторопность и легкомысленность телевизионщиков, которые «спохватились в последний момент». И на фоне этого даже как-то неловко спрашивать их, где же они были во время обсуждения законопроекта в Госдуме, почему не прояснили тогда все спорные моменты. Аргумент, что их не позвали, кажется весьма слабым. Не заметить принятия документа было практически невозможно.

Можно сказать, что общество наблюдает результат принятия законов по-русски — поспешного, без должного обсуждения, без привлечения правоприменителей. И даже редкое единодушие парламентариев (кнопочку «за» при голосовании за закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нажали 434 депутата), как видно, не является панацеей от всех бед.

Депутат Госдумы от фракции КПРФ Анатолий Локоть говорит, что, принимая этот закон, парламентарии исходили из того, что детей надо защитить от вала порнухи, насилия:

«Любую здравую идею можно довести до абсурда. Можно так прокомметрировать происходящее. Либо еще жестче: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет».

Прописная истина — в России важно не то, как законы написаны, а то, как они исполняются, — в очередной раз получила подтверждение: «Любой закон можно вывернуть таким образом, что любая здравая идея может поменяться на противоположную. Мне кажется, сегодняшний случай — ярчайший пример этого», — утверждает собеседник «Особой буквы».

Депутат считает, что развернувшаяся шумиха не случайна и кому-то специально хочется довести идею Думы до абсурда, чтобы представить ее как покушение на известные произведения, на наше российское достояние: «Думаю, дело в том, что кто-то зарабатывал на таких передачах (пропагандирующих насилие), а сегодня пытается защитить свой бизнес. Но я не исключаю, что в закон будут внесены поправки, чтобы не было перегибов в его правоприменении».

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов