Николай Толстых избран президентом Российского футбольного союза

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Удивительная восьмерка Толстых

Удивительная восьмерка Толстых
Новому главе РФС придется разбираться с огромными долгами союза, договорными матчами, фанатской проблемой и многими другими неприятностями.
3 сентября 2012
Николаю Толстых придется жить в «футбольном доме», который построили другие люди, и построили так, что каждая деталь в нем противна естеству нового президента Российского футбольного союза.

Победа Николая Толстых на выборах президента РФС — вещь удивительная. Для начала: это были первые настоящие выборы в истории российского футбола. А если брать важность самой этой игры в иерархии спорта, то это были первые настоящие выборы такого масштаба в спортивной истории страны. Прежде руководители футбола избирались либо безальтернативно, либо конкуренция была номинальной. Сейчас это была действительно борьба двух равных кандидатов.

И отсюда же вытекает второе: это была не просто борьба равных кандидатов — это была равная борьба в равных условиях. Некоторую административную поддержку имел Толстых, но эта поддержка исчерпывалась симпатиям Виталия Мутко. Высшие же руководители страны в дело решили не вмешиваться. В отличие от предыдущей кампании, когда ради «выборов» Сергея Фурсенко весь футбольный бомонд собрали на встречу с депутатами и сенаторами и популярно объяснили, какой кандидат для страны предпочтительнее.

А сейчас симпатии Мутко с лихвой компенсировались симпатиями к сопернику Толстых Сергею Прядкину со стороны больших клубов, за которыми стоят большие деньги олигархов и госкорпораций. И то, что большие деньги проиграли, — это третье.

Четвертое: Толстых необычный кандидат. Сергей Прядкин как раз очень подходит под описание героя нашего времени, где в мутной воде ловятся золотые рыбки. Про Прядкина и его роль в серой стороне российского футбольного бизнеса в свое время красочно писала «Новая газета». Про Толстых ничего подобного не писали и написать не могли. Потому что Толстых можно упрекнуть в чем угодно, кроме одного — отсутствия порядочности. Он порядочен, честен, и главным для него является закон. Чьи бы интересы ни затрагивались, как высоко ни стояли бы покровители того или иного клуба, какой бы «целесообразностью» ни прикрывались они, Толстых всегда поступал в соответствии с регламентом. Для него не было ни исключений, ни поблажек, ни уважительных причин. Он человек тяжелый. Он человек занудливый. Он скучный. Он не душа-человек и не звезда пресс-конференций. Но он человек дела.

Пятое: Николай Толстых когда-то стоял у истоков профессионального футбола в России, и его московское «Динамо» с некоторой натяжкой, но можно считать первым профессиональным клубом в стране. В середине 90-х он возглавил ПФЛ и главной задачей поставил создание профессиональной во всех смыслах лиги. И им же был разработан регламент, где четко было прописано, что и в какие сроки обязаны сделать клубы, если хотят в лиге играть. И он заставил их все это сделать и именно в эти сроки!

Шестое: Толстых был реальным кандидатом в президенты РФС еще 15 лет назад! Но тогда был просто задавлен Вячеславом Колосковым. А Сергей Фурсенко провел полурейдерский разгром ПФЛ два года назад, под надуманным предлогом фактически ликвидировав эту организацию, а Толстых выбросив из нашего футбола. Тогда Николай Иваныч остался, по сути, один против всей административной машины. И тогда же казалось, что в футболе его время прошло. И это воспринималось как трагедия. Потому что пошло прахом все, за что он боролся. Закон превратился в дышло, регламенты — в простые пожелания, решения принимались в угоду большим и сильным.

А сам футбол в России стал просто абсурдом во главе с фантастически некомпетентным Фурсенко. Представить, что пройдет не так много времени, и Толстых станет президентом РФС, было абсолютно невозможно. И это седьмое.

А восьмое заключается в том, что для Николая Ивановича все только начинается. Потому что в наследство он получает долг РФС, который по слухам равен 800 (!) млн рублей. Он получает оппозицию в лице главных клубов и их владельцев. Он получает острейшую фанатскую проблему, которая давно вышла за пределы стадионов и где национализм перемешался с фашизмом и бандитизмом. Толстых придется разбираться с договорными матчами, за которые никто и никогда в России не наказывался.

Плюс решать и чисто футбольные проблемы. Ведь чемпионат наш разыгрывается по системе «осень-весна», совершенно непригодной для нашего климата. Толстых всегда был противником этой системы, но при прежней власти оставался в меньшинстве. Как остался он в меньшинстве и при принятии нового регламента, расширяющего квоты на «футбольных гастарбайтеров» в чемпионате.

Наконец, даже нынешнего тренера сборной выбирал не Толстых. То есть ему придется жить в доме, который построили другие люди, и построили так, что каждая деталь в нем противна естеству Николая Ивановича. Построили, да еще кредитов набрали. И поддержки ждать особо неоткуда. А на горизонте маячит чемпионат мира 2018 года, к которому надо готовить и страну, и сборную.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева, Роман Попков