Все началось с того, как 5 сентября японское правительство заявило о намерении приобрести у частного владельца острова Уоцури, Китако и Минамико, расположенные в Восточно-Китайском море к северо-востоку от Тайваня и составляющие архипелаг Сенкаку. Сразу после этого китайские сторожевые корабли вошли в территориальные воды Японии, где соприкоснулись с японскими судами береговой охраны. На требование японцев покинуть территориальные воды империи командование китайской эскадры ответило, что занимается патрулированием в территориальных водах КНР.
Интрига в том, что архипелаг Сенкаку в КНР предпочитают называть Дяоюйдао и считают исконно китайской землей, отторгнутой в ходе японо-китайских войн в 1880-е. Спор за Сенкаку (Дяоюйдао) обострился в 1970-е годы, когда вблизи архипелага были обнаружены месторождения нефти и газа.
Спорных территорий в мире немало, при этом многие из них довольно мирно «оспариваются» десятилетиями. Реже державы-соперники переходят к активным действиям. Это может быть и довольно забавный перформанс — вроде строительства дамбы к острову Тузла, чем в середине нулевых развлекался Дмитрий Рогозин со товарищи. И полноценный вооруженный конфликт — наподобие того, который произошел в 1982 году между Великобританией и Аргентиной, боровшихся за Фолклендские (Мальвинские) острова.
Что касается нового японо-китайского противостояния, то оно явно вышло за пределы обмена дипломатическими нотами и арт-провокаций. В 85 городах КНР произошли антияпонские погромы. Демонстранты, среди которых преобладает молодежь, забрасывают камнями диппредставительства Японии и филиалы японских фирм. По данным японских СМИ, в ходе выступлений звучали антиправительственные лозунги: демонстранты обвиняли Коммунистическую партию Китая в бюрократизме и коррупции, в увеличении количества бедняков в стране.
Из-за погромов Canon и Panasonic закрывают производства в КНР, кроме того, многие японские супермаркеты, работающие в этой стране, в связи с беспорядками закрыты на неопределенное время.
По мере усугубления конфликта в него будут вовлекаться другие игроки Тихоокеанского региона, в том числе США и Россия. Пока глава Пентагона призывает руководителей КНР и Японии к сдержанности, но нетрудно догадаться, на чью сторону встанет Америка в случае эскалации противостояния. С середины XX века «красный Китай» не перестал быть стратегическим оппонентом США. Напротив, после падения СССР и существенного промышленного и военно-технического прогресса Китай стал для Вашингтона соперником номер один.
Положение РФ несколько сложнее. Между нашей страной и Японией многие десятилетия тянется вялая тяжба о четырех островах на юге Курильской гряды, которые японцы называют «северными территориями», и каждый раз, когда кто-то из высокопоставленных руководителей России посетит земли, официальный Токио спешит выразить по-японски вежливое недоумение. Вопрос о четырех островах является камнем преткновения, мешающим подписать формальный мирный договор.
Подобных территориальных споров между РФ и КНР вроде бы нет, в отношениях между двумя странами царят мир, любовь и благолепие. Однако даже самому замшелому охранителю ясно, что в Пекине рассматривают территорию к северу от Амура как Lebensraum — жизненное пространство для активно растущей китайской нации. Пекин ведет неторопливую экспансию, заваливая Россию низкосортными, но дешевыми товарами, заполняя пока еще российские города и села толпами мигрантов, и не упускает возможность прирезать кусочек от владений добродушного северного соседа: достаточно вспомнить об островах Большой Уссурийский и Тарабаров, несколько лет назад ставших китайскими.
С вопросами о том, каковы перспективы развития нового дальневосточного конфликта и какую роль в нем может сыграть Москва, мы обратились к депутату Госдумы Леониду Калашникову, первому заместителю председателя комитета по международным делам.
Наш эксперт отметил, что ситуация является сложной в юридическом плане. Проблема островов Сенкаку уходит корнями в позапрошлый век. Во время Второй мировой войны Мао Цзе Дун оговорил с Рузвельтом и Черчиллем вопрос, что после победы над Японией все острова, ранее отторгнутые у Китая, должны быть ему возвращены.
Однако в подписании Сан-Францисского мирного договора в 1951 году ни «красный Китай», ни СССР не участвовали. Тогда японские представители согласились с передачей части тихоокеанских владений под временную американскую опеку. Эти владения были возвращены Японии по итогам японо-американских договоров 1955 и 1960 годов. Эти соглашения игнорировали как интересы Китая, так и Советского Союза. В то же время договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, заключенный между США и Японией, обязывает стороны оказывать вооруженную помощь друг другу в случае внешней агрессии.
Россия, считает наш эксперт, должна придерживаться политики невмешательства. С другой стороны, если Китаю удастся отстоять свою юрисдикцию над спорными островами, это усилит позиции нашей страны по курильскому вопросу.
Оценивая перспективы развития конфликта, Калашников рассуждает так:
«Было бы в интересах всех, если бы закончилось мирно. Но весь ход событий говорит о том, что ситуация может двигаться по другому сценарию. И если дойдет до регионального конфликта — он может разгореться до мирового».
Материал подготовили: Олег Савицкий, Александр Газов