Митинг в Митино и его итоги — очень символичное событие

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Москва минаретная

Москва минаретная
Мы говорим, что и православные, и мусульмане — граждане одной страны. Однако я не уверен, что жители Митино и других районов Москвы считают мусульман своими согражданами. И нет пока выхода из этой ситуации. Был бы выход — не было бы ситуации.
22 сентября 2012
Жители Митино собрались на несанкционированный митинг и этим своим сбором моментально заставили власти отменить уже принятое решение о строительстве мечети. Митинг, кстати, прошел спокойно, без криков и брани, без «Россия для русских», без хоругвеносцев и полицейских экзекуций. И народу было в принципе не так уж много — тысячи две-три. Но мечети в Митино теперь не будет.

Некоторые аналитики даже заметили по данному поводу, что достаточно просто поставить на митинге или марше реальные, всем интересные вопросы — и эти вопросы можно решить! А оппозиционные выступления потому и неэффективны, что не имеют никакой практической цели. Со второй частью данного утверждения я соглашусь. С первой — нет.

Мечеть в Митино отменили не потому, что вопрос был поставлен правильно, а потому, что это мечеть. Люди были корректны и на удивление спокойны, но они поставили такой вопрос, что власть просто не захотела связываться с ними. Давайте будем откровенны. Диспозиция такова.

«Мы православная страна. Москва — столица православной страны и ее духовный центр. А мусульмане — это инородцы, которые отовсюду как саранча сюда понаехали, раздражают всех нас, и строительство тут еще и ихней мечети будет оскорблением для всех. Дай им только волю — всю Москву заполонят. Построй мечеть — и они туда как мухи на… не будем говорить что, слетятся».

Я изложил вам примерно то и примерно так, как это думает, увы, большинство москвичей. И не только москвичей. И не просто большинство — а большинство очевидное. Поэтому строительство мечети вопреки мнению местных жителей — это бомба. Не очень даже замедленного действия.

Мы не знаем, что с этим делать. С одной стороны, мы говорим, что и православные, и мусульмане — граждане одной страны. С другой стороны, я не уверен, что жители Митино считают мусульман своими согражданами. Даже тех, кто из формально российских регионов. А если речь идет о гастарбайтерах — так тут и говорить нечего! Эти вообще «непонятно кто такие!» И я подозреваю, что мусульмане тоже не так чтобы очень считали нас своими братьями. Поэтому любое публичное, монументальное свидетельство проникновения чужаков на нашу территорию будет встречаться в штыки.

Говорят: а как же быть с мусульманскими молитвами? Когда во время больших праздников они занимают тротуары, трамвайные пути, переулки, когда из-за этого чудовищные пробки, толпы и неудобства? То есть надо создать людям условия. И большие муфтии говорят нам о необходимости строительства в каждом столичном округе мечети. И по логике так оно и должно быть. Есть потребность — ее надо удовлетворить. Будет, где молиться мусульманам, — не будет толп на тротуарах и в переулках.

Но это по логике. По логике взаимного уважения. А его нет! Обывателей не интересует, как сделать жизнь и отправления культа мусульман удобнее. Они хотят, чтобы их вообще тут не было! Построят мечети — людей будут раздражать уже не толпы на улицах в Рамадан, а вот эти здания. И скажут люди: блин, в какой район теперь ни приедешь — везде эти минареты.

А если они будут, как планировали в Митино, с 13-этажный дом? А если муэдзин и вправду в пять утра будет на всю округу петь, призывая на молитву, — это что получится, Москвабад?

В человеческом понимании здание — это всегда серьезно и символично. Это как знак. Как на вновь завоеванных территориях ставили крест, а потом часовню — хоть небольшую. Это символизировало, что территория теперь наша. Вот этого и опасаются. Мечеть станет символом «оккупации».

Нет пока выхода из этой ситуации. Был бы выход — не было бы ситуации.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов