Испания в тяжелом экономическом положении. Сокращаются все без исключения социальные расходы и пенсии, повышаются все налоги. Бедные становятся беднее, богатые же, если и становятся беднее, все равно не перестают быть богатыми. А значит, растет расслоение и недовольство неравенством.
Правительству никто не верит. Картина знакомая, понятная. Но удивительная тем, что происходит это в стране европейской, где, по нашим понятиям, все устроено разумно. И где наши многочисленные туристы всегда бывают с удовольствием и неизменно восхищаются не только кухней и морем, но и уровнем жизни.
Я хочу сразу сказать, что давайте не удивляться. И Европа, и Америка, и что угодно еще не устроены идеально. Там тоже есть бездушные олигархи и плохие чиновники. Там тоже есть бедность и социальное неравенство. Капитализму же по природе свойственны периодические кризисы. Хотя не будем забывать и о том, что все в мире относительно. И что до уровня испанского падения мы и близко не поднимались даже во время самых больших подъемов. Так что испанцы бунтуют не потому, что живут хуже русских, а потому что живут хуже, чем привыкли.
Но нас эта история интересует не потому, что под угрозой оказались поездки на Коста Брава или Коста дель Соль. С этим проблем не будет. И когда мы приедем в эти чудесные места, то ничего и не почувствуем.
Вот я был летом в Греции, где, если верить нашему телевидению, полный коллапс. Но на отдыхе это выразилось в том, что на столах из экономии нет скатертей, перестали ставить за обедом бумажные салфетки и стаканчики для напитков дают меньшего размера, чем прежде.
Нам вся эта заваруха в Испании важна потому, что сейчас испанскую тему будет очень активно эксплуатировать наша пропаганда. И уже эксплуатирует. Достаточно посмотреть новостные сюжеты госканалов. Сюжеты вполне информационные, но с многозначительными подтекстами.
Во-первых, внимание зрителей обращают на то, как неспокойно в «благополучной Европе». Нам не устают исподволь напоминать, что там кризис, а у нас-то все идет неплохо! Что наша политика, выходит, более разумная. А это, во-вторых, означает, что и в целом «им» не следовало бы нас чему-то учить.
В-третьих, очень важно показать, как та же испанская полиция не гнушается охаживать демонстрантов дубинками, стрелять из водометов, травить газом. Стало быть, и мы можем, верно? У нас ведь на Болотной тоже был «Марш» и люди тоже шли на прорыв и мутузили полицейских. А тем приходилось мутузить в ответ. Так что мы ничем от «цивилизованных стран» не отличаемся в этом смысле.
Ну и естественно, совсем скоро нам доложат о том, какие серьезные штрафы и даже тюремные сроки грозят тем, кто хулиганил на улицах Мадрида, — и мы узнаем, что наше новое законодательство ничем не хуже испанского.
И наконец, наше внимание наверняка обратят на проблему Каталонии. Которая давно стремится к независимости, а сейчас это стремление особенно очевидно. Еще и потому, что каталонцам приходится буквально расплачиваться за другие, не столь зажиточные, провинции. Но заострят эту тему в том ключе, что вот, мол, протестующие раскачивают лодку и единство страны оказывается под угрозой. А разве не это одна из тем государственной пропаганды — как зарубежные силы ходят расчленить Россию?
Если не вдаваться в детали и не проводить действительно корректных сопоставлений, то пропаганда эта должна сработать. Ведь публике же не объяснят, что наши штрафы, может быть, и равны испанским, но даже в период кризиса уровень доходов и уровень жизни в Испании выше нашего, а значит, и сопоставлять надо с учетом пропорций.
Не скажут нам и о том, что испанский суд не будет (наверняка не будет!) заниматься фабрикованием дел на протестующих. Что штрафы и тюрьма не будут использоваться там как дубина, как элемент давления и запугивания, что в Испании по этим статьям не посадят любого, кто не нравится властям. И не посадят того, кого вообще не было на центральной площади во время беспорядков, — а в «деле Болотной» такие люди есть!
Не скажут нам и о том, что испанцы требуют разумной экономической политики, но никак не подозревают правительство в воровстве и жульничестве, а Конгресс не считают избранным путем массовых фальсификаций на выборах.
Мы потихоньку возвращаемся во времена «совка». С рассказами про то, что живем в самом справедливом обществе, а на Западе трудящиеся борются за своим права, но встречают лишь дубинки и слезоточивый газ. И испанские нестроения в этом смысле очень кстати для наших пропагандистов.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов