Разговоры о том, что у нас мракобесие поднимает голову, и принципы светского государства регулярно попираются, звучат постоянно и уже порядком надоели, тем более что толку от них никакого нет: все идет своим чередом и гайки, вместе со стрелками часов, вращаются в нужную кое-кому сторону.
А раз все идет своим чередом, и мы мало что можем изменить, давайте попробуем понять правила игры, которые нам в ближайшее время будут навязаны. Ведь, как известно, отсутствие четких правил и, главное, своевольная трактовка туманно прописанных нормативов и прочие подобные вещи, называемые в простонародье «беспределом», во сто крат хуже правил пусть и самых жестких и абсурдных, но четко прописанных.
Вот мы не хотим никого оскорблять — ни православных, ни католиков, ни мусульман с иудеями, ни кашмирских шиваитов с гаитянскими вудуистами. Мы не хотим за свой скепсис по отношению к их святыням попасть в тюрьму. Каковы критерии «оскорбления чувств верующих»?
Вот, например, в отношении статьи 213 Уголовного кодекса РФ «Хулиганство» есть сравнительно четкая описательная часть по поводу того, что есть уголовно наказуемое хулиганство: «Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
То есть ясно, что если гражданин в кабаке забрался на стол и начал палить в воздух, к примеру, из пневматического пистолета — это хулиганство. Или если у него пистолета не было, но он, прыгая на столе в кабаке, кричал что-то нехорошее про, например, коммунистов — это тоже хулиганство. А если он просто прыгал по столу, но оружия или предметов, в качестве такового используемых, у него не было, а пел он «Владимирский централ», от политических лозунгов воздерживаясь — вот это уже не попадает под статью 213 и наказывается в соответствии с какими-то иными нормативами.
Юрий Иванов, адвокат: «Во всех нормах, связанных с попытками урегулировать идеологические взаимоотношения в обществе, никакой четкости и законченности быть не может. Невозможно прописать список конкретных действий, за которые нужно привлечь к уголовной ответственности. Любой подобный законопроект подвергается обструкции, а эффективность его применения будет незначительной» (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ).
А в таком тонком, почти трансцендентном вопросе, как религиозные чувства, государство, если уж оно взялось все это регулировать, тем более должно объяснить некоторые вещи.
Например, публичное утверждение «Бога нет»: является ли это оскорбительным для верующих всех мастей? А публикация в блоге песенки немецких мятежных крестьян XVI века, где есть слова «Мы просим помощи у бога / Для всенемецкого поджога / Подпустим, не страшась греха / В святую церковь петуха!» — это оскорбление христианской веры? Или, может быть, лишь католической церкви? А если это оскорбление только католической церкви — насколько это смягчит наказание?
Является ли уголовно наказуемым публичное обсуждение трактата Фридриха Ницше «Антихристианин», там ведь есть и такие мысли: «Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) — это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии».
Вне всякого сомнения, найдется немало считающих себя христианами людей, которые сочтут вышеприведенный труд немецкого философа оскорбительным для себя. Солидаризируется ли с ними российское государство в этих оскорбленных чувствах? Сам факт продажи книг Ницше в магазинах не является ли опасностью для межконфессионального мира и стабильности в нашей отчизне?
Едем дальше. Учителю в школе на уроках истории дозволено будет рассказывать о периоде христианизации Руси в X—XI веках с некоторыми имеющими историческую ценность подробностями: истреблением языческого жречества, крещением некоторых племенных территорий огнем и мечом? Или все же лучше в интересах чувств верующих и своих собственных интересов как-то обойти на уроках истории эти детали? Или не давать этим деталям критическую оценку?
Стоит ли, в свете новых поправок в УК, говорить ученикам о зверствах германских крестоносцев в отношении западных славян-язычников или злоупотреблениях испанских конкистадоров в Новом Свете? Ватикан, правда, вроде уже признал данные злоупотребления и покаялся, но мы-то не в Ватикане живем, хотя католики у нас тоже есть.
Что мы все о христианах. Конан Дойль написал книгу «Белый отряд» — произведение о Средневековье. Там мусульмане названы «поклонниками черного пса Махмуда». Люди, продающие эту книгу, либо размещающие ее в Сети, уголовники?
Да что там книги, вот недавно несколько тысяч жителей московского района Митино вышли на митинг выразить свое несогласие со строительством мечети. Не окажется ли так, что московские власти проявили к ним излишнюю лояльность?
Роман Силантьев, правозащитник Всемирного русского народного собора: «Любые действия в храмах, мечетях, синагогах, направленные на оскорбление чувств верующих, однозначно под новую статью подпадут. То же, происходящее вне пределах культовых сооружений, но в публичном пространстве — вопрос дискуссионный» (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ).
А отстаивание своих собственных религиозных взглядов в паблик, если данные взгляды противоречат иным религиозным концепциям? Например, какой-нибудь оригинал напишет в блоге: «Когда идет гроза — это Перун едет по небу на колеснице, колеса гремят о небесную твердь, и бог кидает молнии-стрелы. Идет дождь, и богиня-Макошь на земле радуется. Я в это верю, только так и может быть». Чем эта история фантастичней истории про Красное море, расступающееся перед народом Израиля? Что делать государству: засадить года на два в колонию этого оригинала за то, что он оскорбил концепции Московской патриархии?
Относительно порчи религиозной литературы или иной атрибутики. Вот человек перебирает домашнюю библиотеку и решает отнести на помойку книги, которые ему не нужны. Нет, понятно, что выкидывать любые книги — признак бескультурья, их всегда можно кому-то подарить. Но мы не вопрос воспитания рассматриваем, мы обсуждаем такую серьезную штуку, как три года колонии общего режима. Вот, отнес человек на помойку Библию и какой-либо кришнаитский трактат, например «Науку самопознания». Одну книгу ему в свое время впарили агитаторы-баптисты, другую агитаторы-кришнаиты. Он взял, не подумав, а теперь вот выкинул. Публично. Люди видят, что лежит на помойке. Каковы должны быть действия участкового и местного ОВД?
А если, не дай Бог, на помойке окажется прошлогодний настенный календарь с Богородицей или ангелочками?
У нас в стране были времена, когда могли «подтянуть» по суровым статьям за селедку, завернутую в газету с фотографией Сталина. Эти времена возвращаются? Мы очень хотим знать.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов