Телеканал НТВ продолжает «разоблачать» оппозицию в фильме «Анатомия протеста — 2»

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

НТВ расставил грузинские акценты в оппозиции

НТВ расставил грузинские акценты в оппозиции
5 октября телеканал НТВ продемонстрировал жителям России второй выпуск псевдодокументального бестселлера «Анатомия протеста». Для АП-2 (так будем называть это произведение) выгородили лучшее эфирное время — вечер пятницы, 19.30.
5 октября 2012
Главной темой АП-1, показанной в марте, были «печеньки от Госдепа», которыми лидеры оппозиции завлекают бездельников на свои митинги. Главной темой АП-2 стал Сергей Удальцов, который якобы сговаривался о разрушении России с неким Гиви Таргамадзе — «специалистом по цветным революциям», аттестовали его журналисты НТВ. Основой сюжета стала мутная — в прямом и переносном смысле — запись их беседы. На самом деле там происходит беседа непонятно кого непонятно с кем, потому что создатели сенсации переусердствовали, создавая эффект документальности. Что ж… не стреляйте в журналиста — он Родине служит. То есть чиновникам из Администрации президента, которые в его сознании олицетворяют Родину.

Москва посмотрела скандальный фильм за несколько часов до его официальной премьеры на НТВ. Вскоре после того, как «Анатомия протеста» вышла в эфир на Дальнем Востоке, в Интернет была выложена запись программы. Ознакомиться с этим бестселлером можно здесь.

Как и первый выпуск, АП-2 начинается с рассказа об очередной демонстрации — о «Марше миллионов» 15 сентября.

«По данным полиции, мероприятие, заявленное как «Марш миллионов», собрало около 14 тыс. человек… Либералы предвидели низкую явку и сделали все, чтобы создать хотя бы видимость массовости. Подтянули всех, кого смогли: представителей профсоюзов, коммунистов и даже националистов… Лидеры протеста дошли до того, что стали давить на жалость и уговаривать людей ходить на их собрания», — вещает закадровый диктор.

Именно вещает — дико напряженным голосом, который ему самому кажется невыносимо зловещим. Хотя вроде бы нет оснований нагнетать мрачность — оппозиция жалка, протест «умирает»… Дальше теоретически должен последовать пассаж о том, сколь ничтожна эта «так называемая оппозиция», как смешны ее потуги не то чтобы сбросить власть, а хотя бы провести демонстрацию, за которую не придется краснеть. Но «Чрезвычайное происшествие» не разменивается на смешки:

«…Все гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд! — заявляет комментатор. — И у нас есть тому доказательства».

Главной темой, как уже было сказано, является нечеткая видеозапись беседы якобы Удальцова с якобы Таргамадзе. Грузинский «куратор» делится планами устроить красно-коричневый мятеж с участием бывших бойцов РНЕ: «100 или 200 тыщ человек собрать, всех в одинаковых формах, с коловратами, и завтра пойти на Кремль».

Авторы фильма сообщают, что лидер этих страшных националистов Белов-Поткин ездил в Лондон, после чего заключил договор о сотрудничестве с профсоюзом «Труд и право».

«Казалось бы, что может быть общего у националистов с профсоюзными организациями?» — задается риторическим вопросом диктор. Действительно, странно. Если бы с профсоюзниками договаривались единороссы, скажем, об обеспечении правильного голосования на предприятии непрерывного цикла — это было бы в порядке вещей…

Выясняется, что Белов-Поткин заключил с «Трудом и правом» договор (демонстрируется некий печатный текст). Согласно договору, профсоюзные активисты обязуются посещать демонстрации националистов, а взамен профсоюз получает от Белова-Поткина финансовую помощь.

«Откуда у Поткина деньги для финансирования профсоюзов, и почему он решил этим заняться после своего визита в Лондон — можно… только… догадываться!» — звучит замогильный голос, намекая на великого и ужасного Бориса Абрамовича Березовского. Куда ж без него…

Между тем хитроумный Удальцов и его закавказский куратор не рассчитывают на одних только правых боевиков, но и готовят свои отряды. Подготовка осуществляется в летних лагерях — как на территории России, так и, страшно сказать, в натовской Литве. Зрителям показывают сверхсекретные кадры подготовки изуверов-террористов. Молодые ребята, одетые по-курортному, прыгают друг через друга, двое парней отрабатывают лоу-кики. Честно скажем, коллеги: не впечатляет!

…А в перерывах между тренировками будущие боевики пьют виски, поглощают черную икру ложками и стреляют друг другу в головы из пневматических пистолетов. Да, все именно так — НТВ врать не станет!

Дальше — больше. Зловещий грузин указывает Сергею Удальцову: революция в РФ должна начаться с захвата власти в Калининграде. А еще лучше будет, если возникнет несколько очагов напряжения. Скажем, в Калининграде, Москве и Владивостоке… Обсуждаются планы терактов совместно с чеченским бандподпольем. Чеченская тема прозвучала как-то глухо. Она явно не увлекла ни создателей фильма, ни, соответственно, их персонажей: все-таки Кавказ — опора России, именно в кавказских республиках партия власти стабильно имеет наивысшие результаты на выборах.

Более интересной оказалась идея террористического сотрудничества с российским криминалом — например, с некой «братской ОПГ». Заговорщики рассматривают вопрос: в час «икс» устроить диверсию на Транссибирской магистрали в Иркутской области и «перерезать страну пополам». Таргамадзе рассуждает о привлечении к оппозиционной деятельности криминальных авторитетов, осужденных в начале 2000-х годов.

Досталось тут и Ольге Романовой с Алексеем Козловым. По словам Романовой, у нее вымогали взятку в 3 млн рублей за условно-досрочное освобождение мужа. И тут пропагандисты начинают путать зрителя, чтобы создать у него впечатление: это не у Романовой вымогали взятку, а она сама намеревалась сделать подношение судье… «Но в последний момент вмешались компетентные органы, и сделка не состоялась».

«Компетентные органы» оказались не только бдительными, но еще и деликатными: акт дачи взятки пресекли, но никого не прихватили. Может быть (страшным шепотом), Романова и не предлагала никому взятку, может быть, этот криминальный эпизод имел место исключительно в воображении журналистов НТВ? «Об этом нам никто не расскажет», — многозначительно замечает зловещий комментатор. Мол, мы ничего не утверждаем, поэтому вы не сможете поймать нас на вранье.

Но из этих обрывков, намеков и недоговорок у зрителя должно создаться впечатление: оппозиция готовит в стране великую криминальную революцию.

Тема «забугорных дирижеров» звучит постоянно. Зритель не должен забывать, кто руководит «так называемой оппозицией». Если Белов, Собчак и Илья Пономарев ездили в Лондон — однозначно, к «Березе» за деньгами! А потом в Россию везли в коробках из-под ксерокса с двойным дном! Ага, и с бриллиантами в каблуках…

Молодежь ездит в Румынию и Литву — в лагеря боевиков. Вообще-то боевиков не готовят на двухнедельных курсах, перемежая боевую подготовку дискотеками и прочими увеселениями, но не будем придираться. Ребята старались, креативили…

Особенно умиляет перечисление творческой интеллигенции, которая злодейски ездит в проамериканскую Грузию. Ну вот что их туда тянет? Солнце, вино, шашлык из молодого барашка, темноокие девы, взятконеберущие гаишники? А вот и не угадали! Они туда ездят разрушать нашу страну! НТВ точно знает!

Вообще авторы фильма уделили неоправданно много внимания Грузии. Конечно, старая мантра про Госдеп звучала, но как-то глухо. В целом руку Госдепа сменила рука Тбилиси. Воля ваша, а нам как патриотам это представляется несколько унизительным. Одно дело — бояться США, могучей и амбициозной империи. Но бояться погрязшей во внутриполитических проблемах Грузии — это совсем уж не комильфо.

Наверное, фильм снимали еще до выборов грузинского парламента и рассчитывали на другой результат. А потом уже поздно было все переделывать.

В финале Удальцов и грузинский куратор рассуждают о захвате колокольни Ивана Великого в Кремле и некой акции, которую надо осуществить в путинский юбилей. На фоне прочих сюрреалистических фантазий это производит особенно вялое впечатление. Да и странно, что могущественный иностранный куратор обсуждает с лидером организации «акцию прямого действия». Это все равно как если бы маршал с генералом составляли диспозицию для пехотного взвода. Или владелец транснациональной корпорации обсуждал бы с топ-менеджером филиала маршруты курьеров из службы доставки.

Политолог Сергей Жаворонков в одной старой статье упоминал «конспирологичность мышления шизика». Суть явления такова: человек, отличающийся нетипичным восприятием реальности, везде ищет потаенный смысл, устанавливает несуществующие связи и со временем так обживается в виртуальном мире, что чувствует себя в нем комфортнее, чем в реальном.

«Анатомия протеста» представляет собой яркий образчик конспирологического мышления. Создатели фильма, кажется, не способны объяснять простые явления простыми причинами.

Возможно — а скорее всего, так и есть — оппозиционные политики посещают Англию, Грузию и другие зарубежные страны с той же целью, с какой ездят в чужие края тысячи туристов.

Аналогичным образом правые вполне могут заключить союз с независимыми рабочими организациями. А что им, спрашивается, мешает? Среди правых активистов найдутся рабочие, и среди рабочих немало тех, кто придерживается националистических воззрений.

Более того: участие националистов в общегражданском движении — это не сенсационная новость, как пытались изобразить авторы фильма. А значит, нет оснований вымучивать «красно-коричневый мятеж»…

Наконец, неужели в России не может быть людей, которые способны задуматься о судьбе страны и бесплатно выражать недовольство действиями властей? И даже вкладывать свои средства в оппозиционное движение, а не побираться у мифических грузинских эмиссаров?

И даже самим решать, куда и с кем идти, что писать на плакатах, что говорить с трибуны — а ведь если верить НТВ, Удальцов свои выступления согласовывает в Тбилиси…

Зачем сочинять смешные сказки про «забугорных кукловодов»?

Хотим обратиться к работникам НТВ. Коллеги, неужели вы всерьез верите, будто наши люди занимаются политикой исключительно «за деньги и за печеньки»? Почему вы так плохо думаете о своих согражданах?

282-я по вам плачет!

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов