Примерно с середины прошлого десятилетия в журналистский обиход вошло выражение «лихие девяностые». Рождение этого штампа совпало со временем появления Владимира Путина в Кремле. Новая тогда еще власть пошла по испытанному пути — втоптать в грязь предшественников.
«Девяностые — суровый период в новейшей истории (начавшийся в конце 80-х), формально берущий отсчет с года распада СССР — 1991-го и закончившийся в России в районе финансового кризиса 1998 года, а кое-где продолжающийся до сих пор. Общую атмосферу можно охарактеризовать как «вдруг можно стало все». На смену всестороннему контролю со стороны партии, немного ослабшему с 1987 года, внезапно пришла абсолютная свобода, и быдло стало свободно воровать, убивать и насиловать», — пишет анонимный историк в юмористической энциклопедии «Луркоморье».
Современная охранительная мифология рисует конец прошлого века как беспросветно мрачное время кровавых криминальных войн, когда простому человеку страшно было нос высунуть на улицу. К началу второго срока Владимира Путина мы узнали, что прежде мы, оказывается, не жили, а «выживали в девяностые». А это значит, что теперь мы должны жить да радоваться. И не беда, что гражданские свободы обращаются в ничто. Плевать, что новоявленные державники с конторским (а то и бандитским) прошлым «пилят» бюджет в свое удовольствие. Главное, что теперь нам не грозит опасность, выйдя из дома, попасть под перестрелку страшных братков в малиновых пиджаках.
Но жизнь опрокидывает пропагандистские декорации.
Криминальная хроника стала частью повседневной жизни россиян. Конечно, произошло это не вдруг, однако и не сказать, чтобы постепенно. Вспомним, еще пару лет назад небытовое убийство привлекало внимание. Сейчас только случаи пропаж детей вызывают ажиотаж, да и то к ним, как ни страшно это звучит, понемногу привыкают.
Эксперты называют самые разные причины резкого ухудшения криминальной обстановки в стране. Одни полагают, что вина лежит на плохо работающей полиции. Другие считают, что участившиеся убийства, например, предпринимателей, — последствия экономических перипетий нового времени и нечестных отношений в сфере бизнеса. Третьи возлагают ответственность на все общество: поголовное пьянство, наркоманию, алчность и равнодушие.
Комментирует Владимир Жеребенков, председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек»
«Лихие 90-е» — время предела собственности. И данный процесс в нашей стране по большому счету никогда не заканчивался.
Если присмотреться к росту количества заказных убийств, то мы увидим, что начался он с возвращением Владимира Путина на президентский пост весной нынешнего года. Во власти пошли изменения, начался очередной виток дележа. Клановость у нас очень сильна, она повсюду. Приходит новый руководитель — тянет за собой свою же команду. Пришли люди из Питера, к примеру, подтянули своих, те — своих, и так далее.
Лиц на местах, которые уперлись, не желая сдавать свои позиции, либо просто неугодных отстреливают. Либо убивают тех, кто их «охраняет», так называемые крыши. Устраняют того или иного силовика, пусть даже и на пенсии, потому что вполне возможно, что он такой крышей для кого-то и являлся, решая определенные вопросы. Такой сигнал для предпринимателей — следующим можешь быть ты. Ну а если уж после этого сам бизнесмен не захотел «сотрудничать», устраняют и его, нагоняя страха на остальных. Случаи убийства владельцев бизнеса, уже имевшие место на протяжении последних нескольких месяцев, тому яркое подтверждение.
В течение ближайшего года, пока все не устаканится, мы услышим и о других подобных случаях, и еще не раз. Такова нынешняя объективная российская реальность. Каждая новая команда влечет за собой дележ сфер влияния.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Владимир Титов