Выборы в Координационный совет оппозиции: как это было

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Оппозиция не потеряла координацию

Оппозиция не потеряла координацию
Выборы Координационного совета оппозиции сопровождались DDoS-атаками, налетами оперативников ФСБ, провокациями прокремлевской молодежи и адептов пирамиды Мавроди, а также беспрецедентным внимание ведущих СМИ — в том числе и государственных.
22 октября 2012
Кампания по формированию Координационного совета оппозиции близка к завершению. Согласно первоначальному плану, выборы должны были закончиться вечером в воскресенье 21 октября, однако накануне виртуальные выборные площадки почти весь день оказались недоступны из-за мощной DDoS-атаки. Как рассказал «Ведомостям» председатель ЦВК Леонид Волков, вредоносная программа, перегрузившая сервер, распределяющий между площадками бюллетени, была написана специально под созданную для выборов структуру. Ее можно было предупредить, но разработчики ожидали атаки с другой стороны. Из-за того, что первый день голосования фактически пропал, решено было продлить выборы до понедельника.

В субботу и воскресенье работали «избирательные участки» — региональные выборные комитеты. Помимо нескольких десятков РВК в России, волонтеры открыли семь пунктов за рубежом. Правда, в первый день большинство избирателей смогли только верифицироваться — то есть подтвердить с паспортом свою «человечность».

В Москве в течение двух выходных дней работал избирательный участок под открытым небом — на Трубной площади. По свидетельству очевидцев, люди выстраивались в огромные очереди, чтобы пройти верификацию и проголосовать. Разумеется, акцию не могли пропустить представители финансовой пирамиды МММ и активисты прокремлевских организаций, явившиеся с провокационными плакатами. Участники финансового и политического лохотрона выступили против оппозиции единым фронтом. МММщики вымогали деньги у председателя ЦВК Леонида Волкова, а «патриоты» предупреждали о коварных планах могучей Грузии захватить нашу несчастную Родину.

Наиболее драматично развивались события в Челябинске. 20 октября в 11.30 по местному времени туда пришли с обыском сотрудники ФСБ. У них имелся ордер, подписанный заместителем председателя областного суда Конышевым. Участок был закрыт. Позже представители ФСБ сообщили журналистам, что в помещении РВК они якобы обнаружили агитационную литературу исламской экстремистской группировки «Хизб ут-Тахрир».

Удивительно, сколько внимания различные провластные и привластные структуры уделили «игрушечным» выборам, которые проводит «маргинальная» и «ничтожная» оппозиция! Даже великий и ужасный Первый канал решил сделать рекламу оппозиционным праймериз. В роли обличителей привлекли Сергея Мавроди, Эдуарда Лимонова и Евгения Гришковца.

Если посмотреть на статистику ЦВК, то обращает на себя внимание разрыв между зарегистрированными избирателями, теми, кто прошел верификацию, и количеством принявших участие в голосовании. По состоянию на 18.00 мск число верифицированных избирателей не превысило 100 тыс. человек, тогда как для участия в выборах зарегистрировались более 170 тысяч.

Это может объясняться несколькими причинами. Первая — технические неполадки, весьма вероятные в условиях непрекращающихся попыток обрушить систему. Вторая — то, что называется «человеческий фактор». Возможно, многие потенциальные выборщики побоялись представлять свои паспортные данные, хотя речь шла всего-навсего о фотографии на фоне развернутого документа.

Кроме того, число проголосовавших примерно на 20 тыс. меньше, чем число верифицированных избирателей. «Кто же эти таинственные 20 000 человек, которые прошли верификацию, но не проголосовали?» — задается вопросом @mne_lenivo .

Таинственные 20 тысяч обещают стать загадкой оппозиционных праймериз. По мнению одного из избирателей, это «20 тыс. петрушек МММ», руками которых Мавроди пытался сорвать выборы. Возможно, это те избиратели, кто верифицировался в субботу, когда площадки для голосования не работали, а потом почему-то не сподобился проголосовать.

Выборы Координационного совета оппозиции войдут в историю как первые в нашей стране открытые праймериз. (Специально для знатоков уточняем: праймериз «Другой России» в 2007 и «Единой России» в 2011 были внутренними мероприятиями, в которых широкие народные массы не участвовали.) Пока не подведены окончательные итоги, можно дать оценку самой процедуре.

Выборы проходили под пристальным и зачастую недружественным наблюдением со стороны. Однако за три дня голосования никто ни разу не заикнулся о «массовых фальсификациях». Волонтеров выборных комитетов обвиняли в чем угодно, но только не в подтасовках.

Можно ли считать состоявшиеся выборы представительными? «Психологический» барьер в 100 тыс. остался недостижим, хотя число недовольных режимом измеряется миллионами. Здесь надо учитывать, что сама процедура «праймериз» для России в новинку, а интернет-голосования — тем более.

Многие представители несистемной оппозиции (Владимир Милов, Сергей Митрохин и другие) подвергли резкой критике саму идею «альтернативных» выборов. В то же время удалось значительно превзойти необходимый минимум в 50 тыс. участников, обозначенный ранее.

Войдут ли праймериз в политическую практику в России, зависит от того, как будет действовать избранный Координационный совет оппозиции.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов