Из-за роста цен на металлолом на Украине этот бизнес стал откровенно криминальным

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Металлолом жизней и судеб

Металлолом жизней и судеб
Украинский эколог Владимир Гончаренко был избит до смерти, после того как занялся расследованием утилизации зараженного металлолома. Его сподвижники продолжают начатое им дело, но чиновники отвечают на обращения экологов формальными отписками.
25 октября 2012
В России сажают за «намерения», а на Украине, похоже, уже убивают за экологические расследования. Владимир Гончаренко был зверски избит вечером 1 августа 2012 года по дороге на дачу возле села Вовниги, а вечером 3 августа умер в реанимации областной больницы им. Мечникова. Он расследовал нелегальную транспортировку зараженных гексахлорбензолом теплообменников в Незалежной.

 

Гексахлорбензол — высокотоксичное вещество, относящееся к политропным ядам. То есть действует на различные ткани, органы и системы организма. При нагревании его образуются пары, которые вызывают острое отравление, в первую очередь страдают печень и нервная система. Гексахлорбензоол обладает кумулятивным эффектом, то есть при систематических отравлениях накапливается в организме, в результате чего сила его воздействия возрастает.

Некая фирма под названием «Укр-Евро» невыясненным образом завладела теплообменниками и несколько раз пыталась сдать их как металлолом на украинские металлургические заводы. Как рассказала корреспонденту «Особой буквы» Наталья Кожина, главный редактор газеты «Экобезопасность», которую издавал погибший Гончаренко, эта фирма занимается сбором, хранением, транспортировкой металлолома и продажей его на утилизацию. У компании имеются нарушения в исполнении лицензионных условий. В отношении «Укр-Евро» идет расследование, инициированное Министерством экономики и социального развития Украины.

Экологи отмечают, что из-за роста цен на металлолом на Украине этот бизнес стал откровенно криминальным. Нередки случаи, когда на заводы сдают металлолом из Чернобыля. Не стали исключением и теплообменники с гексахлорбензолом. Когда рабочие начинали пилить металл, у них наступало отравление. Все попали в больницу с кровотечением из носа, с потерей сознания.

Заводы один за другим отказывались утилизировать теплообменники. Решено было отвезти их в Великобританию, где отработана технология по утилизации зараженного металлолома. Транспортировка теплообменников по улицам города без специальных разрешений запрещена. Но тем не менее их перевозили, разбивали асфальт, оставляли хранить рядом с населенными пунктами.

Проблемой «внутренней контрабанды» теплообменников и занимался эколог Владимир Гончаренко. Он отслеживал их перемещение и подготовил фоторепортаж. 27 июля 2012 года состоялась пресс-конференция с его участием, где он рассказал журналистам о всех нарушениях, допущенных компанией «Укр-Евро», и о своих попытках достучаться до власти. Через три дня его избили.

Скорее всего, убийство Гончаренко связано с его деятельностью по защите окружающей среды, хотя нельзя утверждать, что следы ведут именно в «Укр-Евро». Как рассказала Наталья Кожина, Гончаренко вел обширную деятельность. Он поднимал различные вопросы, касающиеся, например, качества питьевой воды, в связи с чем нажил себе немало высокопоставленных врагов.

При этом власти отрицают, что убийство Гончаренко имело какое-то отношение к его профессиональной деятельности.

Расследование тем не менее идет, хотя его темпы оставляют желать лучшего. Только в начале октября украинская милиция распространила фотороботы двух предполагаемых исполнителей.

«Фотороботы составлены по описаниям жителям села Вовниги. Эти люди на протяжении некоторого времени ходили по улицам, заглядывали во двор дома Гончаренко. Сейчас эти люди находятся в розыске», — говорит Кожина.

Однако расследование другого преступления — экологического — на данный момент стоит на месте. Вопрос о зараженных теплообменниках власти откровенно игнорируют.

«За все время переписки с государственными, местными и контролирующими органами были получены лишь формальные отписки. Несмотря на многочисленные обещания, не произошло и повторного отбора проб шлама токсично загрязненных теплообменников», — констатирует Кожина.

По ее словам, сотрудники Министерства экологии отказываются проводить экспертизу, ссылаясь на то, что это якобы не входит в их полномочия, что не соответствует действительности.

«Такой ответ означает нарушение министерством сразу пяти законов Украины, Конституции и Уголовного кодекса, потому что именно специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов обязан в данном случае провести государственную экспертизу шлама потенциально токсического металлолома», — отмечают экологи.

Санэпидстанция также сочла, что зараженный металлолом не является предметом их заботы. Государственная экологическая экспертиза тоже устранилась.

Экологи направили жалобы на бездействие государственных органов в Генпрокуратуру и в профильные комитеты Верховной рады. Также они обратились в Бюро Орхусской конвенции и ОНН с просьбой взять это дело под отдельный контроль.

Делу об убийстве Владимира Гончаренко, а также начатым им экологическим расследованиям посвящены специальные группы «ВКонтакте» и в Facebook.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов