Штурм жилого дома в Казани — вопросов больше, чем ответов

Комментирует Назир Магомедов,

координатор интеллектуального клуба «Кавказский круг»

Татарстан приобретает северокавказский колорит

Татарстан приобретает северокавказский колорит
24 октября в Казани шел настоящий бой спецназа ФСБ с боевиками-исламистами. А летом там же было совершено покушение на муфтия республики. Конечно, до северокавказского размаха Татарстану далеко, но ясно: стабильность в республике осталась позади.
25 октября 2012
Татарстан, как и прочие российские автономии, где «титульная нация» традиционно исповедует ислам, не первый год обрабатывают религиозные экстремисты. Правда, вооруженных столкновений на национально-религиозной почве в этой республике еще не было. Но если республика не стала «поволжской Чечней» в девяностые, нет никаких гарантий, что там не полыхнет в ближайшие годы. Национализм, подогреваемый властями региона при попустительстве Кремля, крепко укоренился в мозгах «титульной нации».

 

Уголовные дела, возбужденные по фактам покушения на духовных лидеров Татарстана, а также уничтожения двух боевиков в Казани, объединены в одно производство, сообщил Интерфаксу официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Группа боевиков была блокирована в квартире первого этажа дома №25 по улице Химиков. После многочасовой осады квартира была взята штурмом, были убиты трое находившихся в ней боевиков, на одном из которых был обнаружен «пояс шахида». В ходе спецоперации погибли двое сотрудников силовых ведомств. Национальный антитеррористический комитет сообщил, что убитые боевики причастны к покушению на муфтия Илдуса Файзова и убийству его бывшего заместителя Валиуллы Якупова. Теракты против духовных лиц произошли 19 июля 2012 года. Ответственность взяли на себя некие «моджахеды Татарстана». Они разместили в сети видеообращение, в котором грозились продолжить террористические акции против «врагов Аллаха».

По данным ФСБ, ближайшей акцией должен был стать взрыв во время празднования Курбан-байрама.

Однако информация по боевикам, уничтоженным в Казани, пока достаточно путанная. По одним данным, в квартире обнаружены два пистолета и 600 грамм взрывчатки, эквивалентной 1,5 кг тротила, по другим — один пистолет, но 3 кг взрывчатого вещества.

Неоднозначно и количество убитых боевиков: то ли двое, то ли трое. Двое боевиков, якобы принадлежащие к группировке «амира моджахедов» Раиса Мингалеева, опознаны как Роберт Валеев и Рафис Кашапов. В связи с этим председатель Татарского общественного центра, которого тоже зовут Рафис Кашапов, выступил с опровержением слухов о своей смерти. В своем обращении он также заметил, что «такие события будут повторяться, пока власть не изменит свою политику в отношении мусульман Татарстана, Башкортостана и Кавказа».

Татарстан, как и прочие российские автономии, где «титульная нация» традиционно исповедует ислам, не первый год обрабатывают религиозные экстремисты. Правда, вооруженных столкновений на национально-религиозной почве в этой республике не было.

Объективные условия для «чеченизации» Татарстана имелись еще в начале 1990-х. Это и сепаратизм правящей республиканской верхушки, подстегнутый призывом Ельцина «брать суверенитета, сколько удастся унести». Минтимера Шаймиева в его вольнолюбивых устремлениях поддерживал и московский мэр Юрий Лужков, полагавший, что региональным «тяжеловесам» проще интриговать против федерального центра сообща, чем поодиночке. Татарская интеллигенция и номенклатура были и во многом остаются подвержены национально-религиозным эмоциям. Добавьте сюда разгул бандитизма — для удачного начала мятежа нужно некоторое количество вооруженных и попробовавших крови парней, объединенных в отряды с жесткой дисциплиной. Тем не менее развития событий по северокавказскому сценарию не пошло.

Но сейчас в регионе активно ведут пропаганду идеологи радикального ислама. И с недавних пор растет число тех, кто готов поддержать «джихад» не только словом, но и действием. В республику возвращаются участники гражданской войны в Сирии, воевавшие в отрядах радикальных исламистов, противостоящих Асаду. Эти люди знакомы с войной не по телевизору и, в отличие от братвы «лихих девяностых», мотивированы не деньгами, а радикальными идеями, за которые готовы убивать и умирать.

Комментирует Назир Магомедов, координатор интеллектуального клуба «Кавказский круг».

Можно сказать, что в Татарстане «началось», хотя на самом деле началось там давно. Например, спецоперация, подобная казанской, состоялась еще в 2011 году, правда, тогда шум старались не подымать.

В том, что положение в республике обострилось, есть несколько причин.

Первое — национальная политика самого Татарстана. С 1990-х они видели главную угрозу в русских. Соответственно была политика замещения русских татарами на всех уровнях. Или вспомним историю с Надеждой Чекашкиной, которой отказались помогать, когда у нее сгорел дом. Но за этим они не заметили, как начала крепнуть другая сила — исламский фундаментализм.

Вторая причина — это порочная практика борьбы с так называемым исламским экстремизмом. Если мы посмотрим внимательно на официальные сообщения, то получается интересно. Официально говорят: мы уничтожили всех.

Но если обратить внимание, часто говорят так: уничтожили и выдавили. То есть занимаются не только уничтожением, но и «выдавливанием» боевиков. Так, из Чечни «выдавили» в Кабардино-Балкарию, в Ингушетию, в Дагестан. Попытались даже «выдавить» в Грузию, но в этот раз грузинский спецназ жестко разобрался — второе Панкисское ущелье грузинам не нужно. «Довыдавливались» в Татарстан.

Третье — это провал социально-экономической политики. В 1990-х ваххабиты в своей пропаганде сделали упор на религию, на традиционный ислам. Это провалилось, потому что у людей не вызвало поддержки. Поэтому они начали бить по социалке, обличали коррупцию, клановость и объясняли это тем, что люди живут не по чистому исламу. А социальная необустроенность — отличная питательная среда.

Процессы везде одни и те же. В Татарстане мы видим то же самое, что и на Кавказе. Не удивлюсь, если боевики будут использовать в пропаганде социальные моменты. А силовики во время КТО опять будут кого-то убивать, а кого-то «выдавливать» — «выдавят» в Башкирию, потом в Удмуртию и так далее. Но если взялись уничтожать, значит, надо довести дело до конца.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов