Легко можно впасть в соблазн и идеализировать эпоху Брежнева людям старше 30 — детство и юность всегда кажутся прекрасными. Но трудно быть объективным еще и потому, что 70-е годы в СССР были уникальными для истории человечества в принципе — подобного государства не было раньше и не будет, наверное, никогда. И не только потому, что «текли куда надо каналы, а потом куда надо впадали», а потому что глава самой мощной на тот момент страны не был ни диктатором, ни тираном, как не был ни мстительным, ни злым, ни бесхарактерным, не упивался собственной властью, но и не пренебрегал ею. Не жаловался на «пахоту раба на галерах», не летал во главе стерхов, не боролся на татами и не назначал преемников…
Они совершенно разные — умерший 30 лет назад Леонид Брежнев и здравствующий Владимир Путин. Разные как люди и как главы государства. Тот, кто придумал ставить между ними знак равенства, забыл о главном: судить политика нужно не по времени его пребывания на том или ином посту, а по состоянию страны, которой он руководил.
Однако беспристрастное научное сравнение СССР и России невозможно, хотя бы потому, что Советский Союз распался на 15 частей. Но можно сопоставить реализацию основных социальных гарантий, которые были у человека эпохи «застоя» и у нынешнего россиянина.
Источниками информации послужили «Википедия», данные Росстата и электронные справочники РГБ.
Право на жизнь
Сухие цифры не могут дать живого представления о ценности человеческой жизни в брежневское время. Хотя и статистика о многом говорит: в 1977—1984 годах на территории СССР ежегодно совершалось чуть более 16 тыс. убийств. Сейчас, по данным генерал-майора милиции в отставке Владимира Овчинского, ежегодно только на территории Российской Федерации происходит до 50 тыс. убийств. В принципе, на этом можно комментарий и закончить.
Право на образование
Опять-таки, можно долго спорить о качестве и недостатках среднего и высшего образования в СССР. Но факт остается фактом: оно было бесплатным, причем не только формально. Родители не тратили деньги на кружки, а за спортивные секции, музыкальные и художественные школы платили по минимуму. Любой советский ребенок, вне зависимости от социального и материального положение семьи, мог получить не только обязательные школьные знания, но и развить свой талант (если таковой был) или просто приобщиться к основам культуры.
Ну и цифры: с 1953 года число вузов в СССР практически не изменялось (1980 — 883; 1988 — 898), а число студентов стабильно росло до середины 80-х, достигнув в 1984-м 5,280 млн человек. Число обучавшихся в аспирантуре к началу 80-х годов стабилизировалось в СССР на уровне 80 тыс. человек, из них 40 тыс. — в научно-исследовательских институтах.
Пик расцвета высшей школы в СССР пришелся на 50—60-е годы. Страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники.
В 2010 году в России насчитывалось 1134 вуза, из них государственных, с возможностью получения бесплатного образования, — 660, полностью коммерческих — 474.
Данных по обучающимся в аспирантуре найти не удалось — и это тоже показатель.
Наверное, к сфере образования можно отнести и науку. Сейчас в РФ живет только один лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов, член фракции КПРФ в Госдуме, кстати…
Не говоря уж о космосе — падающими ракетами у нас уже никого не удивишь…
Право на жилье
В СССР квартиры давали. В РФ для этого нужно быть омоновцем, да чтоб тебя еще и «избили» митингующие. Или получить служебную квартиру при переезде из Питера в Москву на работу в правительство. Все. Твое жилье — твоя проблема: покупай, снимай… Но государство за это не отвечает.
Право на здравоохранение
Как бы ни ругали советскую медицину, у нее было два неоспоримых преимущества: она была некоммерческой, в ней были обязательные профосмотры, которые позволяли диагностировать многие болезни на ранней стадии.
В Российской Федерации бесплатная медицина осталась, но, опять же, чисто формально. Профосмотров нет.
Циферки:
Число больничных учреждений в конце 2007 года составляло около 6,8 тыс., больничных коек — 1522 тыс. (107,2 на 10 тыс. человек населения). Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9 процента ВВП, в 2007 году — 4,4 процента ВВП. Достоверных данных за следующие годы нет или нам их не удалось найти в открытых источниках.
В 1976 году 8 процентов от ВВП СССР уходило на здравоохранение. Больничных учреждений в конце 1978 года в РСФСР было около 31 тысячи.
А ведь есть еще право на отдых, труд и тому подобное…И по всем параметрам РФ будет проигрывать СССР.
И по количеству сидящих в тюрьмах политзаключенных тоже, как бы ни вспоминали о советских диссидентах противники Советского Союза. Только Солженицына из страны выслали, а Лимонов отсидел. Сахаров работал в Нижнем Новгороде, а Сутягин просидел 11 лет.
Инакомыслящие были и будут при любых режимах, но в брежневское время по 100 тыс. не выходили на площади не только потому, что их бы «расстреляли», а потому что разные стороны жизни вызывали раздражение у разных людей. Кто-то хотел свободно ездить в Париж, кто-то — читать Бориса Савенкова, кто-то — открыть свою булочную.
Были и такие, кто не принимал режим в принципе. Но даже по данным КГБ, их было на всю страну не больше 9—11 тысяч. А сейчас — спроси у «болотных». Разве у них одна-две претензии к власти? Их море. Не устраивает все: от образования до ЖКХ…
И еще. При Брежневе ненавидели не его лично, а систему. А нынешний президент вызывает негативные эмоции даже у сторонников системы.
Дмитрий Быков, писатель, журналист
Два этих периода — эпоха Брежнева и последнее десятилетие, — между которыми некоторые сегодня ставят знак равенства, друг на друга не похожи. Нельзя сравнивать систему в разных фазах круга. Да, траектория движения одна и та же, но стадии разные: с одной стороны — умирающая, теряющая зубы; с другой — развивающаяся. Сегодняшнему времени присущ довольно агрессивный националистический душок. Милосердие же Брежнева и его эпохи было и не милосердием, а слабостью. При этом именно в годы руководства страной Леонидом Ильичем были и политзаключенные, и Сахаров, оказавшийся в ссылке, да и далеко не он один.
Хотя при Брежневе люди знали меру в воровстве, он умел «укорачивать» своих. Отсюда и возникает ощущение «доброго отца» классового общества. На самом деле подобный «титул» не заслужен, но в 70-е годы люди, сидящие наверху, хотя бы умели стыдиться, и воровство в его нынешних масштабах даже приближенным Брежнева, членам его семьи показалось бы просто страшным сном! Они себе подобного не позволяли.
К числу немногих положительных черт эпохи Брежнева нужно отнести и 1972 год, «разрядку» в отношениях с Западом. Приоткрылись окна, и систему начало поддувать.
Сегодня на волне российского изоляционизма, когда даже разговор с иностранцем считается подозрительным, это, как ни странно, кажется большим плюсом.
Но в любом случае не нужно считать деградацию добром, а старение — прогрессом.
Сергей Шаргунов, писатель
Сегодня рейтинг у Брежнева выше, чем у любого из ныне действующих политиков. Люди тоскуют по предсказуемости жизни, социальной защите, большой и сильной стране. В настоящее время Россия слаба, социальное положение людей чудовищное, а завтрашний день туманен. В этом плане минувшее десятилетие никак нельзя сравнивать с эпохой, когда в государстве имело место реальное строительство, существовали сильнейшее производство, мощная наука.
Были тогда и отрицательные явления, которые, кстати, воспроизводятся сегодня. Это цинизм и двуемыслие высокопоставленных представителей комсомола в 70-е годы. Кстати, впоследствии многие из них раздербанили социалистическую собственность и стали новыми хозяевами жизни. И сегодня цинизм, двуемыслие несложно обнаружить среди представителей власти, правящей партии. Эта проблема отрицательной селекции, безусловно, существовала в КПСС. Значительная часть номенклатуры не верила в произносимые ими слова.
Нынешние руководители в карикатурных формах копируют худшее, что было тогда, 30 лет назад. Но нынешние чиновники отделываются исключительно декларациями о стабильности и «вставании страны с колен». В то время как при Брежневе шла настоящая работа, пусть и со своими накладками и упущениями. Имели место ежегодные реальные достижения: в деревенских школах начали заводить рояли, строили по новому городу каждый год. Сегодня можно забраться в глушь и найти следы тех самых разрушенных деревенских школ.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов