Около года назад я с женой оказался на Кавказе, в Карачаево-Черкесии. Место было абсолютно глухое, высокогорное, где человека можно было найти, только если очень сильно повезет. В этом девственно-естественном окружении повстречалась нам пара огромных овчарок, охранявшая отару овец. Огромные псины, хищные морды — жуткая история! Моя жена хотела их заколоть альпенштоком (еле удержал), а овчарки всем своим видом показывали, что не прочь нас сожрать (еле переубедил). Не буду вдаваться в подробности, лишь сообщу, что все завершилось мирно — собаки потеряли к нам интерес, а мы продолжили свой путь. Сейчас мы вернулись и все так же живем в Москве, а собаки, видимо, все так же пасут овец.
Вспомнил об этой истории в связи с общественной дискуссией, развернувшейся вокруг движения «догхантеров». Моя жена резко их, «догхантеров», осудила и пригрозила им чем-то не совсем печатным. «Как же так, — спрашиваю, — ты же сама хотела песиков грохнуть на Кавказе?» — «Ну, это было другое дело! Тут был вопрос жизни и смерти. И никаких морально-нравственных терзаний», — отрезала она. Аргументов против по-настоящему военной риторики всегда находится очень мало.
Как это ни странно звучит, но набор всех «за» и «против» в самых актуальных современных спорах выглядит вполне универсально. Вопрос лишь в том, насколько агрессивно та или иная проблема воспринимается в обществе. Вся суть была сформулирована еще Шекспиром в «Гамлете, принце датском». То самое:
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье…
А дальше можно лишь подставлять предметы размышлений — трудовые мигранты, коррупция в правоохранительных органах, бездомные животные и так далее, и тому подобное. Забавное занятие, если не считаться с весьма неоднозначными последствиями деятельности некоторых «мыслителей», которые перешли к действиям.
Теория
Если ознакомиться с манифестом «догхантеров», то здесь виден стандартный набор клише из серии «мы за все хорошее и против всего плохого».
«Мы выступаем:
— против коррумпированной программы стерилизации, пополняющей карманы чиновников и по сути уже проваленной;
— за ответственность хозяев, связанную с нарушениями правил выгула собак, так или иначе могущих представлять опасность для других людей (особенно детей);
— за обязательную регистрацию владельческих животных;
— за административную ответственность лиц, прямо или косвенно занимающихся прикормом стай, так называемых опекунов и их кураторов;
— за ответственность лиц (уголовное преследование или принудительное лечение), создающих в своих домах незаконные передержки животных и мешающие нормальному проживанию соседей;
— за развитие породного собаководства. Приветствуем выведение новых востребованных жизнью пород и улучшение уже существующих;
— за переход к европейскому принципу обращения с безнадзорными животными (отлов — передержка — пристройство / усыпление невостребованных);
Мы однозначно против разбрасывания отравы где попало и используем метод «Из руки в пасть»;
Мы не уничтожаем кошек!
Мы не истребляем хозяйских животных!
Мы не применяем насилия в отношении своих оппонентов!
Мы не используем рыболовных крючков, стекла и каких-либо ядов!
(информация с сайта «догхантеров» Вредителям.нет)
Возможно, под этим манифестом подписались бы даже защитники животных, если бы не детали. Например, «усыпление» собак — существенная деталь.
С начал нулевых в Москве провозгласили принцип гуманного отношения к животным. От убийства бездомных животных в пользу их стерилизации. (Конечно, отдельный вопрос, насколько кастрация может быть гуманной сама по себе, но...) Это то самое пресловутое «распоряжение от 19 июля 2001 года N 403-РЗП», в котором собак признали неотъемлемой частью экосистемы Москвы. Вот лишь короткий его фрагмент.
1.5. Безнадзорные и бродячие животные являются неотъемлемой частью городской экологической среды и охраняются органами государственной власти г. Москвы.
1.6. Основным принципом обращения с животными является отношение к ним как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль.
1.7. Регулирование численности безнадзорных и бродячих животных (кошек и собак) должно учитывать биологические закономерности и социально-нравственные аспекты и отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними.
1.8. Основным методом регулирования численности безнадзорных и бесхозяйных животных является стерилизация (кастрация) и дальнейшее размещение их в приютах без возвращения на прежнее место обитания.
Вообще, этот многостраничный документ регламентирует практически все, что касается бездомных животных и условий их пребывания в Москве. Не могу сказать, что чтиво увлекательное, но весьма познавательное. Если бы этому распоряжению следовали до запятой, то, возможно, проблемы бы уже не было, но она есть. И вот дальше начинается реальность.
Практика
В жизни мы имеем:
— нерешенную проблему с бродячими животными в столице нашей родины;
— новости о том, что бродячие животные периодически нападают на людей;
— нежелание владельцев домашних животных следовать правилам их содержания в городе;
— людей («догхантеров», «кроухантеров», «рэтхантеров»), которые объявили себя «борцами со злом» и пошли крестовым походом против вышеизложенной несправедливости;
— любителей животных, которые считают «борцов со злом» «порождением зла» и сражаются уже с ними;
— власти, которые наблюдают за происходящим откуда-то свысока и предпочитают не вмешиваться.
Коктейль получается весьма гремучий и взрывоопасный. Возможно, кто-то еще тешит себя иллюзиями, но этом фронте уже начались боевые действия. «Догхантеры» травят собак, защитники животных пытаются отомстить «догхантерам».
По СМИ блуждают истории об отравленных людях, рыболовных крючках, разбросанных по паркам и скверам, но сами «догхантеры» эти обвинения категорически отрицают. По их собственным утверждениям, в качестве отравы для животных они используют изониазид — противотуберкулезный препарат, который высокотоксичен для собак и кошек и не опасен для человека. Возможно, это и так, но могут ли «догхантеры» ручаться за всех своих последователей? Что там у них с ответственностью, кроме изгнания с форума?
В это время сами «догхантеры» попали в прицел общественного негодования. Против их деятельности уже устраивались митинги, на которых звучали искренние признания в желании «убить живодеров». Здесь отметились Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник и другие публичные фигуры. «Национальный фонд Святого Трифона» вообще пообещал 1 млн рублей правоохранителям за привлечение борцов с дикой столичной фауной к уголовной ответственности. И это, пожалуй, самое законное из звучащих предложений.
Вообще эта история уже давно из законного русла выплеснулась. Здесь все как на войне, и стороны пользуются соответствующей логикой: «Правила боя просты: или тебя, или ты». «Догхантеры» ведут счет своих «побед», а владельцы собак и любители животных на карте отмечают места особого риска. Белых пятен на этой карте все меньше...
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов