По-моему даже люди, не очень интересующиеся футболом, после матча «Динамо» — «Зенит», во время которого ранили петардой вратаря динамовцев Антона Шунина, подумали, что нечто подобное происходит не в первый раз, что на футболе вообще постоянно что-то происходит. Такое ощущение появилось даже у первых лиц государства, и вот уже Дмитрий Анатольевич требует что-то там ужесточить и не допустить.
Перечень безобразий на стадионах безразмерен. В чернокожих игроков кидали бананы, на матчах с кавказскими командами скандировали националистические речовки. На трибунах праздновали день рождения Гитлера. На поле постоянно летят петарды, бутылки, монеты и даже стаканы с мочой. Не так давно был сорван кубковый матч, в котором по иронии судьбы тоже участвовало «Динамо», а «зажигали» тогда фанаты столичного «Торпедо». Так народ с удивлением узнал, что у некогда знаменитого клуба, рухнувшего в глубины низших лиг, не только остались фанаты, но их так много и они так активны, что способны покрыть огнем и дымом целый стадион. Столкновения фанов с полицией и между собой — давно норма жизни.
Сейчас говорят: что же еще должно произойти на трибунах, чтобы там наконец навели порядок? Человека убить? Бросьте, это уже проходили. Несколько лет назад в Самаре фанаты стреляли из ракетницы и убили омоновца. Не так давно женщине файером выбили глаз на другом матче. Так что ни потеря зрения, ни утрата жизни на футболе уже не являются чем-то невероятным.
Характерной особенностью абсолютного большинства таких инцидентов, а по сути, преступлений, является их безнаказанность. Виновных никогда не находят. Поэтому на первый вечный русский вопрос — нет ответа. Кто виноват? Никто!
А что же делать? Первое, что нам сейчас отвечают, — как можно скорее принять закон о болельщиках. Этот закон плавает где-то в Думе уже два года. Наша Дума показала в последние месяцы, с какой скоростью она может принимать законы. Если надо защитить власти, то митинги будут запрещены сразу во всех чтениях, без обсуждения и изучения. Успешно, галопом, проходят принятие законы о шпионах, НКО, оскорблении чувств попов. Но закон о болельщиках два года кем-то где-то дорабатывается, хотя стадионы стали самым опасным местом в стране!
Впрочем, ну примут этот закон, и что? Мы живем в стране, где принята целая туча законов, и среди них немало хороших и полезных. Но нет практически ни одного, который бы эффективно работал и неукоснительно выполнялся, причем по прямому назначению. Почему именно закон о болельщиках должен стать тем волшебным документом, который моментально все исправит?
Непонятно также другое. Хорошо, закона такого нет, но разве болельщики не граждане России? Разве они подчиняются каким-то особым правилам? Во вратаря бросили петарду и ранили его. У нас что, можно бросать в людей петарды на улице, в метро, в театре, в магазине? Попробуйте, и вам незамедлительно впаяют уголовную статью. И только на футболе вы можете делать это совершенно точно безнаказанно. Только там вы можете многотысячным хором петь матерные песенки, прославлять фашистов, пропагандировать расизм и ксенофобию. Да у нас полно законов, которые позволяют наказывать за это, а мы ждем еще какого-то особого закона о болельщиках!
Те, кто ходит на футбол, прекрасно знают, что это больше похоже на войсковую операцию. Вас многократно обыскивают, вас загоняют толпой в единственный узкий проход, вас держат на морозе по полтора часа после окончания игры, чтобы также через единственный проход выпустить и толкать сквозь конный строй полиции. Это унизительно, это грубо. И абсолютно неэффективно! Потому что через все эти кордоны всякий раз проносят на трибуны десятки файеров, баннеры какого угодно содержания, а потом ломают кресла, поджигают трибуны и «шизят». Что изменится после принятия закона?
Конечно, необходимо принять очевидные организационные меры. Продажа билетов по документам. Электронная система контроля при проходе на стадион, позволяющая точно знать, кто и на каком месте сидит. И позволяющая не допускать туда людей из «черных списков» фанатов. Такие люди в день матча в час начала игры должны являться в полицию и отмечаться, что вот, мол, мы, не бузим, а строго соблюдаем условия наказания. Нужны современные видеосистемы, позволяющие контролировать каждого зрителя. Это не каприз, не ущемление чьих-то прав и не «большой брат». Примерно таким набором мер британцам удалось победить вандализм у себя на трибунах. А там хулиганство было во много раз страшнее нашего.
Но чтобы что-то сделать, надо как минимум хотеть это сделать. У нас же с фанатами заигрывают все подряд. Путин ходит возлагать цветы на могилу Егора Свиридова, нашисты активно вербуют в фанатской среде своих боевых активистов. Так называемое Всероссийское объединение болельщиков — своего рода фанатский профсоюз — становится партнером РФС и распределяет квоты, билеты. Его лидер «динамовец» Шпрыгин вообще входит в исполком футбольного союза. И это несмотря на гуляющие по Сети фото Шпрыгина со свастикой и прочие подвиги Александра по прозвищу Каманча его сподвижников.
А закончу банальностью. В больном обществе не может быть здорового «боления». На стадионе все общественные пороки многократно усиливаются. Не так давно «аптечный стрелок» Виноградов хладнокровно расстрелял людей из карабина. Какова была реакция на его поступок и его манифест? Массовое одобрение! Вы понимаете?! Люди в принципе способны найти оправдание и даже слова поддержки человеку, который берет оружие и расстреливает всех подряд! Так чего же удивляться, что после того как в Шунина попали петардой, многотысячная трибуна у него за спиной тоже взорвалась восторгом?
Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева, Александр Газов