Продолжает развиваться скандал вокруг военной формы от Валентина Юдашкина

Анатолий ЦЫГАНОК,

руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа

«Военная форма — это проблема всех министров обороны»

«Военная форма — это проблема всех министров обороны»
Российские солдаты-контрактники выбрасывают форму Валентина Юдашкина и за свой счет покупают натовскую. А что им еще остается, ведь в дань моде принесены практичность и удобство.
22 ноября 2012
Модельер Валентин Юдашкин ответил на обвинения, прозвучавшие в его адрес из уст Владимира Жириновского. Лидер ЛДПР обвинил дизайнера в разработке непригодной формы для российских военных. Юдашкин же утверждает, что не имеет отношения к новой одежде для военнослужащих, внедряемой с 2011 года. Он заявил: то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую он с сотрудниками разработал в 2007 году по заказу Минобороны. «Военные грубо исказили первоначальный проект формы, заменили в нем ткани, фурнитуру, теплоудерживающие материалы дешевыми вариантами, в результате чего получилась подделка». По словам дизайнера, «сейчас шьют непонятно что и непонятно из чего».

— Про форму, введенную при Анатолии Сердюкове, обычно пишут крайне отрицательно. Как вы оцениваете ее качество? Какие у нее недостатки?

Я сам лично встречался и разговаривал с контрактниками на Кавказе, в Киргизии. Они говорят в один голос, что эта форма непродуваемая, точнее, сшита из недышащей ткани. Когда они сравнивают нашу форму с натовской, то разница огромная не в нашу пользу.

Могу предположить как один из вариантов, что господин Юдашкин просто получил деньги, но не проконтролировал процесс.

Но тут еще очень важный вопрос: Министерство обороны четыре года назад сократило военных представителей, то есть тех, кто проверяет оружие, технику и в том числе участвует в проверке формы.

По моему мнению, Юдашкин сделал форму по европейской моде. Она не продумана для Севера, для Урала, Сибири. Там, насколько я знаю, вместо этой формы по старинке надевают тулуп и валенки. Сапог вообще нет нормальных.

Наши солдаты-контрактники выбрасывают форму Юдашкина и за свой счет покупают натовскую форму. В частности, в Закавказье и республиках Северного Кавказа, где есть возможность ее приобрести.

Буквально этим летом я разговаривал с ребятами в Киргизии, там находятся наши подразделения. Они как раз получили эту юдашкинскую форму. В 20 градусов тепла они в ней промокли и сняли ее. Плюнули на это все и стали покупать иностранную.

А для зимы форма холодная, солдаты болеют. В прошлом году, например, 300 солдат заболели в Орле, примерно в это же время заболели солдатики в Якутске. Постоянно мы наблюдаем последние годы вспышки массовых простудных заболеваний в армии.

Удобство — первая проблема.

Вторая проблема — Юдашкин не понимал при разработке, что у нас имеются традиции. Традиционно в России всегда были погоны на плечах. Но он с высокой модой выдумал носить погоны не на плечах, как было всегда по традиции, а на груди.

Три года назад, когда шел парад и министр обороны переоделся в юдашкинскую форму, стыдно было всем и самому министру тоже, поскольку определить, кто там генерал, полковник, сержант, было трудно. Когда идет парад, офицерский состав, который имеет государственные награды, должен носить парадную форму одежды.

Парадная форма вообще проблема. Вся парадная форма не соответствует нашим русским традициям. И закупать ее надо где-то в Европе. По крайней мере, пуговицы в Италии, в частности, надо покупать. Почему вообще надо покупать что-то за границей?

В дань этой моде принесены практичность и удобство. В итоге форма некомфортная, «не дышащая», традиции российские нарушаются, и одежда в лучшем случае пригодна только для европейской зоны.

— Юдашкин официально заявил, что не имеет никакого отношения к форме, которую носят в армии сейчас, что это вовсе не та форма, которую он разработал по заказу Минобороны. Может в этом суть вопроса?

Я этого не знаю. Может, с какой-то стороны Юдашкин и прав, что использованы не те материалы, которые предусматривались. Но в таком случае товарищ Юдашкин должен знать, что происходит с его разработками. Он автор и имеет право знать и требовать нужного исполнения. Если не то качество материалов, значит, должен запретить производить. А он получил денежные ассигнования, 800 млн, и все. Думаю, что примерно такая ситуация была.

А сейчас, когда люди болеют в армии, все его, конечно, и винят, и говорят, что плохой. Но он же обязан был знать всю информацию по этому поводу и проконтролировать.

— Выходит, действительно назрела острая необходимость вновь менять армейскую форму, о чем уже сказал новый министр обороны Сергей Шойгу?

Я много раз говорил: нельзя доверять разработку формы деятелям от высокой моды, нужно доверять тем дизайнерам, которые имели практический опыт и много лет знают не понаслышке, что необходимо в армии. Нельзя доверять лицам, которые не знают самой армейской службы. Вот в чем проблема.

800 млн рублей выброшено коту под хвост. Думаю, что сейчас новый министр обороны распорядится переделать форму, во-первых. А во-вторых, Министерство обороны должно ввести военную приемку не только оружия, но и формы одежды.

Форма — это проблема всех министров обороны. Все вводят новую форму. Где-то удачно, а где-то неудачно получается.

 

Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов