Центрам по реабилитации наркоманов дадут миллиард. Что потребуют взамен?

Ксения ФЕДОРОВА,

«Особая буква»

Сертифицированные Ройзманы

Сертифицированные Ройзманы
Власть намерена взять под свой тотальный контроль реабилитационные центры для наркоманов, которые сейчас зачастую работают не благодаря, а вопреки государству.
23 ноября 2012
Чиновники готовы предложить наиболее успешным активистам, занятым реабилитацией наркозависимых, финансовые гранты. Однако сами борцы с наркоманией уверены, что справятся самостоятельно. Они объясняют это тем, что любая организация, которая осуществляет реабилитацию за деньги, не заинтересована в искоренении наркоторговли и уменьшении количества наркоманов.

 

В России действует около 500 частных реабилитационных центров. Наиболее известный — фонд «Город без наркотиков», который возглавляет Евгений Ройзман. И именно эта организация регулярно подвергается ожесточенным «наездам» со стороны правоохранителей. А после недавних обысков в фонде было возбуждено сразу три уголовных дела. Один из руководителей «Города без наркотиков» Евгений Маленкин объявлен в розыск. Арестован Игорь Шабалин, которого обвиняют в незаконном ограничении свободы погибшей реабилитантки Татьяны Казанцевой. Правоохранителям не нравятся методы работы активистов, они подозревают, что те насильно удерживают наркоманов. Но за многие годы работы фонда Ройзмана он завоевал хорошую репутацию у уральцев. Родственники наркоманов воспринимают «Город без наркотиков» как последнюю надежду на освобождение от тяжкой зависимости своих близких. В противовес детищу Евгения Ройзмана в Свердловской области был создан губернаторский фонд «Урал без наркотиков». Но популярность у населения ему пока завоевать не удается.

В Госдуме обсудили меры по повышению эффективности борьбы с наркоманией. Удручающую статистику привел на круглом столе единоросс Сергей Железняк: 13 процентов россиян, а это 18 млн человек, имеют опыт употребления наркотических средств. Не менее страшные сведения озвучил глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов — в России более 8 млн наркопотребителей.

Иванов не ограничился простой констатацией печальных фактов, а пришел к законодателям с конкретными предложениями. Наиболее существенное из которых — введение добровольной сертификации для центров, занимающихся реабилитацией наркоманов:

«У нас в стране нет национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц. Имеющиеся примерно 500 негосударственных фондов действуют как умеют».

Руководитель ФСКН подчеркнул, что деятельности таких организаций находится «абсолютно вне правового поля». Не сомневаясь в необходимости существования реабилитационных центров, Иванов предупредил: «Нельзя сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине», детоксикации, то есть очистке организма наркомана. Больных важно еще и вернуть к нормальной жизни в обществе.

Сейчас эффективность государства по освобождению людей от наркозависимости — менее 0,2 процента. Поэтому власти намерены сделать ставку именно на частные центры, а не работать над развитием или созданием государственных, которых в стране чуть больше десятка.

«Вопрос в том, чтобы отмобилизовать потенциал гражданского общества в интересах общества и государства путем грантовой поддержки. Центры, прошедшие сертификацию и ежегодно отчитывающиеся о своей работе, имеющие лучшие результаты, должны иметь возможность получить поддержку от государства в виде грантов», — заявил Виктор Иванов.

Он считает, что если выделить миллиард рублей на эти цели в следующем году, то «эффективность государства по освобождению от наркозависимости вырастет в пять-десять раз». Средства пока изыскиваются.

Отвечая на вопрос журналистов, сможет ли «Город без наркотиков» претендовать на получение грантов от государства, глава ФСКН, которого СМИ уже заподозрили в поддержке фонда, ответил очень уклончиво: «Если они будут работать в рамках закона, то почему бы нет?»

Кстати, идея с грантами основателю «Города без наркотиков» Евгению Ройзману совсем не нравится. Он не понимает, за что государство должно будет платить. «Мы справляемся сами. Нам не будут мешать — нам уже хорошо. Нам ничего не надо от государства», — заявил он журналистам.

В инициативе властей Ройзман разглядел долю корысти:

«Потому что знают, что пойдет какое-то финансирование. Ничего, кроме финансирования, не интересует, они (чиновники) очень далеки от реальной проблемы. Любая организация, которая занимается реабилитацией наркоманов за деньги, не заинтересована в искоренении наркоторговли и уменьшении количества наркоманов. Видите, где ловушка?»

По его словам, основная работа «Города без наркотиков» направлена как раз на прекращение наркоторговли, а реабилитация — лишь дополнительный аспект.

Ройзман не видит смысла в сертификации центров, сравнивая это с сертификацией тушения пожара или спасения утопающего: «Для меня это представляется невозможным. «Город без наркотиков» не выходил с правового поля, и деятельность фонда привела к тому, что с 2002 года от наркотиков не умер в Екатеринбурге ни один ребенок».

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева