На территорию ИК-6, заключенные которой в субботу устроили акцию протеста против пыточных условий содержания, сегодня так и не были допущены ни члены Общественной наблюдательной комиссии, ни журналисты. Администрация колонии ссылается на то, что не может гарантировать безопасность проверяющих.
Между тем никакой внятной информации из-за стен колонии до сих пор не поступает. Сотрудники ФСИН дают умиротворяющие комментарии о том, что «все под контролем», а заключенные «поели и выспались». Однако если все действительно под контролем, неясно, какими проблемами может сопровождаться визит в колонию членов ОНК.
Именно из-за невнятной, противоречивой информационной политики ФСИН город Копейск полнится слухами о том, что из колонии якобы «вывозят трупы восставших заключенных». Напомним, в субботу, в первый день копейских событий, ФСИН и вовсе бросил правозащитникам фантастическую фразу: «Все в порядке, есть некоторые проблемы».
Возле колонии, несмотря на мороз, продолжают оставаться родственники заключенных и журналисты. Люди боятся за своих родных, и отсутствие информации от сотрудников ФСИН еще более способствует распространению страхов и слухов.
Комментирует Оксана Труфанова, правозащитник:
— В понедельник полиции возле колонии стало меньше, но она все еще присутствует, в том числе и спецчасти. Здесь же, возле колонии, по-прежнему находятся родственники заключенных, человек 40. На улице холодно, все очень замерзли. Машины полиция не пропускает к колонии ближе, чем на километр.
Заключенных администрация по-прежнему не показывает, членов ОНК не пускают на территорию колонии, несмотря на то, что у них должным образом оформлены все документы и отказ в допуске в исправительное учреждение является прямым нарушением Федерального закона «Об ОНК».
Родственники заключенных через начальника полиции Копейска передали администрации колонии списки заключенных, чтобы каждый осужденный расписался напротив своей фамилии — люди желают хоть как-то удостовериться в том, что их близкие живы и здоровы. Но пока даже таких свидетельств из-за стен колонии не поступило.
То, что произошло в Копейске, — это не бунт и не восстание, это акция отчаявшихся людей. Я давно занимаюсь проблемами этой колонии и знаю, что пытки там действительно были. Злоупотребления разного характера тоже. Я как правозащитник курировала дела заключенных Евгения Терехина и Даниила Абакумова и знаю специфику этого учреждения.
Заключенные, в числе прочего, требуют отставки начальника ИК-6 Дениса Механова и начальника отдела безопасности колонии Константина Щеголя. Требуют освобождения заключенных из ШИЗО. Требуют восьмичасового рабочего дня для работы «на промке». Требуют остановить взяточничество, поборы.
ФСИН пытается убедить общественность, что за акцией заключенных стоят какие-то «уголовные авторитеты». Но дело в том, что ИК-6 — это колония для «первоходов», для людей, впервые оказавшихся за решеткой. Никаких рецидивистов и «авторитетов» там нет, а если они есть, то значит, ФСИН поместила их к «первоходам» незаконно.
Люди хотят, чтобы был наведен порядок. Чтобы ФСИН признало наконец свои ошибки и наказало виновных.
Продолжение темы: ФСИН вступила в переговоры с правозащитниками.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов